Текстовый опрос на уроке литературы
В Пояснительной записке сборника нормативно-методических материалов по литературе четко определена цель литературного образования. Вся работа учителя-словесника должна быть направлена на «становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей». В данном документе также говорится, что «при этом ученик овладевает мастерством читателя», а «потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой».
К сожалению, сегодня современный ученик, увлеченный компьютером, разучился читать. Книга как носитель информации отошла на задний план. «Война и мир», » Преступление и наказание» — большие по объему произведения — не по силам многим нашим ученикам. Как можно говорить о формировании грамотного читателя, если многие произведения школьниками просто не прочитываются?
Сегодня это, пожалуй, для любого учителя очень большая проблема. Нельзя анализировать произведение, воспитывать ученика, если он не знает текста.
Хочу поделиться тем небольшим опытом, который накопила за годы своей педагогической деятельности. Главное в этой методике — системность, нарушать которую ни в коем случае нельзя, иначе желаемого результата просто не добиться.
Мои ребята знают, что, прежде чем мы начнем анализировать произведение, текст в обязательном порядке должен быть прочитан. Такой текстовый опрос мы называем коллоквиумом.
В 5-8-х классах произведения имеются в учебниках литературы, и, как правило, Дети этого возраста тексты прочитывают без особого контроля со стороны учителя. Но отдельные произведения все же подвергаю текстовому опросу. Во-первых, постепенно ввожу ученика в систему, а во-вторых, без «Станционного смотрителя» поблекнут «Повести Белкина», без «Ревизора» — «Мертвые души», без «Уроков французского» — «Прощание с Матерой».
А теперь подробнее о самой системе. Прежде всего обязательно просматриваю текст сама. Вопросы готовлю очень тщательно, продумывая каждую деталь, стараюсь большее внимание уделить тем эпизодам, которые в ходе анализа будут ключевыми.
Мои ученики знают, что порой не события, а описание портрета, пейзажа будут очень важными в опросе, и они прочитывают текст более внимательно, осмысленно.
Не рассчитывая на то, что летом ребята прочитают все или хотя бы что-нибудь из программного материала, я заранее предупреждаю учащихся о времени сдачи коллоквиума. Потом периодически напоминаю о том, что, например, к сегодняшнему дню вы уже должны были прочитать два действия или две главы и так далее. Поверьте, это стимулирует ребят, они уже начинают делиться впечатлениями, те, которые отстали, подтягиваются.
Таким образом, чтение выравнивается.
И вот наступает этот день. Вы, конечно, спросите: а откуда время, ведь программа и так сжата до предела? Счастливы те, у кого есть дополнительные часы или факультативы, у меня нет ни того, ни другого, поэтому отвожу урок, не думая о том, что это в ущерб анализу.
Коллоквиум оправдает все, даже то, что обязательно найдутся в классе нерадивые ученики, которые текст все же не прочитают, но ведь они его прослушают, а это уже хорошо.
Для самого коллоквиума тоже есть свои правила. Опрос ведет учитель, выбирая для ответа ученика не по его желанию, а по собственному усмотрению. Руки здесь работают только в том случае, когда никто из опрошенных не справился с ответом, а данный эпизод очень важен, вот здесь возможность реализовать себя раскрывается в полной мере.
Если же звучит пересказ, близкий к тексту, можете быть спокойны: этот ученик прочитал добросовестно.
Многое, конечно, здесь нужно учитывать: количество учащихся, их качественный состав, объем произведения. Все решит сам учитель. Если произведение большое, а у вас мало времени, текстовому опросу можно подвергнуть несколько глав, не предупреждая об этом ребят.
Но поверьте, когда вы наладите систему и ученики привыкнут к этому, то получите высокие результаты, так как учащиеся не хотят за прочитанный текст получить низкую оценку. Таким образом повышается не только качество чтения, но и анализ произведения проходит гораздо успешнее и интереснее. Вот тогда и можно говорить о квалифицированном читателе.
Уверена, что у меня найдутся как единомышленники, так и оппоненты. Буду рада пообщаться и с теми, и с другими.
В качестве примера привожу материал для текстового опроса по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».
А. П. Чехов. «Ионыч»
I
— Расскажите о семье Туркиных.
— Жизнь Дмитрия Ионыча до знакомства с Туркиными.
— Первое посещение семьи. Описать Екатерину Ивановну.
— Чтение романа Верой Иосифовной.
— Расскажите об игре Котика на рояле.
— Таланты Ивана Петровича и его лакея.
— Впечатления Старцева.
II
— Жизнь земского врача.
— Приглашение Веры Иосифовны.
— Прогулка в саду. Объяснение в любви.
— Свидание на кладбище.
— С какими мыслями уезжал Старцев с кладбища?
III
— С какой целью отправился он к Туркиным на другой день вечером? О чем думал, сидя в столовой?
— Объяснение Старцева в клубе в полночь. А что же Котик?
— Как страдал Дмитрий Ионыч?
IV
— Чем занимается Старцев в течение последующих четырех лет? Рассказать об обывателях.
— «Было у него еще одно развлечение…» Продолжите.
— Просьба Веры Иосифовны.
— Как изменилась Котик?
— Встреча Екатерины Ивановны и Дмитрия Ионыча. Старые привычки семьи Туркиных.
— Беседа в саду.
— Почему у Старцева «огонек в душе погас»?
— Мысли Дмитрия Ионыча о семье Туркиных, самых талантливых людях в городе.
V
— Что стало с Ионычем через несколько лет?
— Как отзывается он о семье Туркиных?
— А что сами Туркины?
Текстовый опрос на уроке литературы