Тема любви в романе И. Багряного «Тигроловы»
О любви написаны тысячи книг. Казалось бы, уже ничего нового о нем не скажешь. Но через неповторимость человеческих характеров и личностей оно каждого раза дает новый сюжет, новую невиданную картину жизни. Так и в книге И. Багряного «Тигроловы». Случайно на жизненной дороге встречаются юноша и девушка. Он — ее спасатель от злого зверя, герой. Потом она и ее семья спасают мальчика. Оба молодые, красивые, умные, смелые. И никакого третьего между ними, как это часто бывает. Но очень непросто составляются отношения молодых людей. Григорий — просвещенный (инженер, авиаконструктор), опытный не только в жизни вообще, а, наверное, и в любви. Вот его раздумья, как совершить со своей любовью к Наташе: «Боролся сам с собой, не знал, как быть. Пойти проторенным путем и добиваться, ухаживать, обольщать, дурачить он не смел и не мог. Да и ба, все средства из испытанного запаса всемирных поклонников здесь были бы бессильные. Это не тот человек, это что-то другое». Она же — лесовичка. Суровая таежная жизнь закалила ее характер, сделало гордой. Мать о ней говорит: «…и в кого только удалась? Ей бы на коне, и на полозках, и с винтовкой, и с собаками… И прет туда, куда и мужчина не осмелится». Григорию казалось, что Наташа «даже в голову себе не клала того, что с ним творилось. Она — дитя еще не тронутого покоя. Она, казалось, даже не понимала, что оно такая, та любовь». Постоянно смеялась из мальчика, остро и нетерпеливо реагировала на проявления чувств. Будто боялась расслабиться, уступить в чем-то мужчине (так как во всем другом, особенно в охоте,- не уступала).
Тем не менее, девушка тайно проявляла заботу о Григории. Это послала свою собаку, когда тот едва не забрел, охотясь на рябчиков. Это приехала сама: «Конь под ней был мокрый и дрожал — это же гнала без постоянного отдыха, без остановок, небось. А самая… самая была спокойная. Увидела еще издали, что ребята живы, и была спокойная, веселая. А к Григорию даже равнодушная. Не приближалась к нему, избегала встречаться взглядами». Другим вместе спасла от снеговой метели и диких зверей, едва не забредя с ним и самя. Но обиделась поцелуй, когда она спала. Григорий очень переживал тогда, не шел к лагерю, апока не услышал веселый смех этой «химерической» девушки. Григорий, влюбившись в Наташу, любовался ею: «Наблюдал часами. Гибкая, она таила в себе странную силу, эта девушка. Объединение девичьей красоты и чар с дикостью почти первоначальной, неприступной». Как мог мальчик боролся со своим чувством. Убегал у лес, погружался в реку, стоял под водопадом. Так как «с его положением он просто не имел права. Кто он? Вепрь, который спрятался в чащах от охотников. Без права на жизнь. Вепрь! Завтра его выследят, и нужно будет бросаться напролом, ломая кусты главой. Или идти грудью на видимую смерть. И если бы девушка ответила на его чувство, то это было бы большое несчастье для обеих».
Но любовь не бросала его. И ум подчинился сердцу. Один из разделов романа так и называется: «Мятеж и капитуляция». Григорий терпел, но когда бы ему предложил кто покинуть все и пойти, едва ли смог бы и или захотел бы, так как «он был счастлив возле нее. Он ощущал, как в нем кипела и бурлила кровь от самого звучания ее голоса. Голос той откликался в нем странным, богатым откликом, с болью, с мучением. И это было счастье. Мучительно, но большое, почти не достижимое для ума счастья. И ум капитулировал». Это счастье и покой исчезли в один миг, когда произошло неожиданное. Впервые, наверное, в жизни пограбили. По некоторым приметам Григорий узнал, что в тайге находится его отчаянный враг, подследственный Медвин, которому он поклялся отомстить и за себя, и за тысячи замученных им людей. Акт справедливой мести состоялся. А этот поступок положил край всему: «Все отрезал вместе — и врагов, и друзей, и покой, все…»
Первым, что увидел юноша после этого, были… глаза влюбленной Наталки. Должен был объяснять свой поступок, рассказывать свою страшную тайну арестанта и беглеца. Девушка сердцем поверила, что Григорий совершил справедливо, что иначе нельзя было, но не могла смириться с разлукой. Она преодолела свою девичью стыдливость и выказала вместе все, что так долго скрывала: «…нагло вдруг припала к нему и взорвалась буйным плачем. Беспомощно, младенчески. Ясно — это расставание. Это навеки. Божье мой! И поцеловала… Ой, как безумно! Все вложила в этот поцелуй, всю душу». Видя неизбежность разлуки, Наталка собрала все свое мужество и гордость, отдала собственный винчестер, посоветовала, куда идти, и пошла со слезами прочь. Григорий тронул к границе, соревнуясь с самым собой: зайти или не зайти проститься с семьей, которая заменила ему родную? Зайти — подвергнуть опасности себя и их, травмировать еще раз сердце любимой; не зайти — обидеть навеки близких людей. Благородное сердце Григория избирает опаснее, но человечнее. Он целую ночь шел и, в конце концов, стал на пороге дома, где была гнетущая молчанка, как после какой-то непоправимой потери. Мать заплакала, а отец и Григорий обрадовались, что не разочаровались в своем друге. Наталка же вышла к хате, потом вошла одетая, как на охоту. Стала против Григория и миг смотрел ему в вече с мучением, с вопросом.
Старый Серко видел, что здесь уже ничего не сделаешь — его кровь заговорила. А Григорий, понимая, к чему может дойти, «молча опустился на колена рядом, тяжело наклонив главу, как под топор; видел, что девушка может переступить родительское слово ради него». Чему же юноша тяжело голову наклонил, «как под топор»? Наверное, понимал, на какую жертву идет любимая, пренебрегая собственной безопасностью и благополучием.
Заканчивается эта история счастливо. Молодожен, благодаря своей смелости и изобретательности успешно переходят границу и оказываются в безопасном месте. Здесь они дают волю чувством, так долго сдерживаемым. Девушка готова идти за своим любимым на любую опасность, на любые испытания, даже насмерть. Наталку и ее избранника связала настоящая искренняя любовь, основанная не только на пылких чувствах, а и на родственности двух смелых душ. Мы не знаем, как сложится судьба героев в дальнейшей жизни, но верим, что такие люди, как они, сумеют сохранить свою любовь.
Тема любви в романе И. Багряного «Тигроловы»