Тема отношений, хлеба и Родины. 1 — 4 класс
Первоклассница. К школе спешили две девочки, две первоклассницы. Едва лишь девочки подбежали к переходу, а навстречу им — дедушка. Он ощупывал впереди себя дорогу длинным сучковатым посошком. Давай поможем ему, — сказала девочка подружке. — Он же совсем не видит. И ты что! Мы же опоздаем на урок, — ответила девочка и побежала вперед. А первая постояла миг и решительно подошла к дедушке: Разрешите, я переведу вас на ту сторону улицы. Вот спасибо тебе, — сказал дедушка и послушно пошел. Ступив на тротуар, он остановился. Расти здоровая и счастливая, — сказал дедушка и побрел дальше, щупая посошком дорогу. Девочка помчала к школе. Тем временем начался урок, и учительница делала перекличку. — А где Надя? — спросила она и глянула на Катю. Девочка встала, пожала плечами.- Она переводит через дорогу какого-то чужого дедушку. Катя хотела еще что-то прибавить, но отворились двери и к классу вбежала запыхавшаяся Надя. Она поздоровалась и виновато закоченела возле порога. Извините, Мария Ивановна, я опоздала, так как… Знаю, знаю. Садись за парту. Твой поступок — добрый и милосердный. Спасибо тебе от всего класса.
ХЛЕБОМ ЗЕМЛЯ СИЛЬНАЯ. Было это давно. Жил старый дедушка. Рано вставал, поздно ложился. Солнце все видело и решило наградить его золотым зерном. Бросил дедушка зерно в землю. А когда проснулся, то увидел, что все поле укрылось зелеными колосками. На второй день стало поле золотое, как солнце. А на третий день зернышко превратились на золотую булку. Съел дедушка кусочек и такой сильный, что всю землю засеял золотым зерном.
ЖАТВА. Утром Дима, Мария и Сергей пошли в поле. Густая высокая пшеница стояла сплошной стеной. Дети увидели комбайн. Машина скашивала колоски, обмолачивала и очищала их. Из выгнутой трубы в большой железный ящик золотой струей текло трудное зерно. Дети пошли на полевой ток. Сюда подвозили зерно от комбайнов. Земледельцы просушивали его, пропускали через сорт, насыпали в мешки, взвешивали. Добрая пшеница уродила в этом году! С добрым расположением духа поворачивались дети домой.
ГОРЬКИЙ УРОК. В автобусе Оксанка нашла удобное место и беззаботно погрузилась в свои мечты. На остановке в автобус вошла пожилая женщина с сумками. Но Оксана будто не замечает ее. Вечером Оксанка с матерью и отцом позвонила к новым соседям, которые пригласили их на новоселье. Двери отворились и на пороге стояла та самая женщина, которую она обидела своей неучтивостью, а на столе — угощение из тех сумок. Оксана готова была провалиться сквозь землю. Мать восхваляла перед соседкой свою дочурку. И каждое мамино слово, как насмешка, кололо девочку. А соседка спокойно смотрела Оксане просто в глаза. Тот взгляд надолго запомнился девочке.
УБЕЖДЕНИЕ ДЕЛОМ. Как-то мама послала меня в магазин. Вышла я и не узнала свой подъезд. Светло голубые стены были разрисованы мелом. Я поняла, что это шалят малыши. Хотела пойти к ним, пристыдить, но передумала. Слова же не всегда помогают. Взяла ведро с водой, тряпку и вымыла стены. Через несколько дней все повторилось. В третий раз малыши пришли посмотреть на мою работу. Стыдно им стало, и они начали помогать. Из того времени с малышами у меня дружба. И взрослые нас уже уважают, и подъезд стал чистым.
НЕПОЧАТЫЙ ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ. Много захватывающих книжек написали для вас писатели и ученые. Из книжек вы узнаете о лучших людях нашего народа. Они учат любить нашу Родину, быть ее патриотами. Книги — источник знаний, ваш верный учитель. Они отвечают на разные ваши вопросы, дополняют ваши знания. Книги помогают изучать историю и литературу, географию и природоведение, физику и химию. Одни из них рассказывают о далеком прошлом, из других вы узнаете о нашей жизни. Любите и берегите книги. Всегда помните, что это — ваши наилучшие друзья.
МУДРАЯ ИГЛА. Марина любила смотреть, как мама вышивала цветы. Красная нить к зеленой, к желтой…Так хорошо выходит. Бархатцы, астры, васильки… Марина попросила маму дать ей иглу и полотно. Она тоже хочет вышивать. Мама дала. Марина начала вышивать, но очень часто колола себя в пальчик. Девочка подумала, что мама вышивает мудрой иглой, а ей дала плохую. Когда мама пошла в магазину, Марина взяла за мамину иглу и полотно. И не успела и дважды кольнуть, как острая боль пронизала пальчик. На глазах выступили слезы. Возвратила из магазина мама, и Марина все ей рассказала. Мать объяснила девочке, которая не от иглы зависит, а от мудрых пальчиков. Под вечер Марийка с мамой вышили первый василек.
САД. Хорошо принялись дерева в школьном саду. Стоят стройные кудрявые яблоньки, покрытые нежными листочками. Они тихонько шелестят, будто благодарят за заботу. Когда-то здесь был пустырь, который зарос сорняком. Но школьники объявили войну сорнякам. В один из исходных дней детвора собралась на школьном дворе. С лопатами и граблями они тронули в бой. И хотя чертополохи больно кололи ноги, царапали руки, цеплялись за одежду, они их победили. Вырвали с корнями, вырубали и сожгли. Потом перекопали весь пустырь и посадили молодые деревца. Заботливо присматривали их, поливали, уничтожали вредителей. И вот сейчас шумят молодые яблоньки большого сада.
Дельфины — друзья человека. Однажды рыбак Махмуд поплыл на лодке в море. Под вечер усилился ветер. Поднялся шторм. Большие волны заливали лодку. Махмуд лежал на дне лодки. Он привязал себя к спасательному матрасу. Огромная волна накрыла лодку. Рыбак оказался в воде вместе с матрасом. Наступила ночь. Буря затихшая. 1 вдруг стадо дельфинов окружило Махмуда. Один дельфин подтолкнул главой матрас. Всю ночь дельфины подталкивали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Рыбак стонал от боли. И вот люди с берега увидели дельфинов и человека. Быстро прибывшая помощь. Так дельфины спасли рыбака.
Ценой жизни. Прямо к реке стрелой мчались две косули. Впереди малый козленок, а за ним старая косуля. За животными гнался волк. Впереди была отвесная круча и бушующая река. Если старой косуле и посчастливится убежать, то обессиленный козленок достанется волку. Еще немного — и волк догонит свою поживу. Помочь косулям не было возможности. Наблюдатели были далеко. Оружия не было. Но здесь случилось необыкновенное. За несколько шагов от кручи старая косуля замедлила бег. Она отстала от козленка. Волк на какой-то миг оторопел. Хищник увидел, что взять старую косулю легче. Козленок добежал к спасательным скалам. Хищник из разгона бросился на жертву, схватил за шею. Она из последних сил рванулась из высокой кручи в бушующую горную реку. Вместе с ней погиб и серый разбойник.
Тема отношений, хлеба и Родины. 1 — 4 класс