Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова
М. А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» — роман о казачестве. Центральный образ романа — Григорий Мелехов — обычный казачий парень. Правда, может быть, излишне горячий: «Григорий в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей.
Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи вековые традиции, много работают, весело отдыхают. Симпатичный, работящий, жизнерадостный Григорий сразу завоевывает сердца читателей: он не боится людских толков, почти открыто, не таясь, любит красавицу Аксинью, жену казака Степана. Герой не считает зазорным уйти в батраки, чтобы сохранить свое чувство к любимой женщине.
Особенно выгодно выделяет его среди многих других казаков благородное, чистое отношение к женщине. Когда на войне казаки, истосковавшись по женскому телу и плотским утехам, совершили гнусный поступок — изнасиловали женщину, один Григорий приходит в ярость от этого поступка: «Один из казаков, не глядя на товарищей, криво улыбаясь, отошел к стене, уступая место очередному. Григорий рванулся назад и побежал». И, в то же самое время, Григорий — человек, которому свойственно колебаться.
Так, несмотря на свою великую любовь к Аксинье, Григорий не противится родителям, женится по их воле на Наталье. А потом он будет метаться между ними двумя, ибо каждая из них ему по-своему дорога, да и двух ребятишек родит ему красавица Наталья. Тяжело будет переживать герой Шолохова смерть своей жены.
Служба в армии и начавшаяся вскоре война оторвали Григория от родного куреня и забросили за сотни километров от родного дома. На войне Григорий тоже будет испытывать колебания. Он был и «большевиком недоделанным», и «белогвардейцем ненастоящим», метался в поисках правды между белыми и красными. Герой — один из тех беспокойных людей, которым нужна непременно «верная тропа», как говорит М. Шолохов. «Верная тропа» — то есть правда, нравственная опора. Если брат Григория, Петро, вполне комфортно ощущает себя на войне, то Григорию очень и очень тяжело видеть грязь, произвол, насилие — все, без чего нет и не может быть войны.
Ему отвратительно предложение отца — наживаться на войне. А между тем Петро не видит в этом ничего зазорного… Григорию мучительно хочется узнать правду. Выяснить, на чьей же она стороне: белых или красных? Горячая, гордая натура Григория взбунтовалась, когда в госпитале, где он лежит, устраивают пышную встречу представителю царской фамилии.
В эти дни, когда во всей полноте открылась ему социальное неравенство, когда испытал он чувство унижения от презрительного к себе отношения, ощутил горечь от фронтовых будней, и попал Григорий под влияние большевика Гаранджи. И как губка впитал в себя новые мысли, новые идеи. Но, как отмечает Шолохов, Григорий был и «большевиком недоделанным», и «белогвардейцем ненастоящим», метался в поисках правды между белыми и красными: «Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом было раздумье, холодел сердцем. «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?»- мучительно размышляет Григорий.
Итак, герой Шолохова начинает сражаться за красных. Однако убийство красными безоружных пленных отталкивает его от них. И тогда происходит вот что: добрая, по-детски чистая душа Григория отталкивает его и от красных, и от белых. Он говорит: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества».
Григорий приходит к выводу: правда не может быть ни на стороне красных, ни на стороне белых. Почему? Да потому, что красные, белые — это все политика, классовая борьба.
А там, где идет классовая борьба, там льется кровь, умирают люди, остаются сиротами дети. «Ломала и его усталость, нажитая на войне»,- отмечает писатель. Ему «хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира». Важной является финальная сцена романа.
Потеряв Аксинью, ставшую жертвой в той борьбе, в которой он принимал самое непосредственное участие, в той борьбе за правду, за «верную тропу», которую так мучительно искал герой романа, Григорий идет в родной хутор. Важная символическая деталь: он топит ружье в Дону. И безоружным отправляется к родному хутору, прижимает к себе сына.
Григорий находит правду. Эта правда не имеет никакого отношения ни к белым, ни к красным, вообще к политике. Правда — это жить мирным трудом, пахать землю, быть близким к родной земле, иметь дружную семью, растить детишек.
Правда — это мирный труд на радость человеку, семья, дети, родной курень, любовь. Но все это война в лице и белых, и красных у него отняла.
Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова