Тема совести в произведениях русской литературы
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу! Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу, За веселый манер, на котором шучу. В. Высоцкий Первый сборник стихов Высоцкого назывался «Нерв». И название точно отражало идейную сущность его стихов, манеру исполнения, тематику.
На нервах, растягивая согласные, «кричал» он свои надежды и упреки в лицо сытой диктатуре. К нему прекрасно подходят слова Пушкина: … в тот жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. У Высоцкого, конечно, совершенно иная стилистика, другие метафоры и аллегории. Но суть остается той же: …В землю бросайте зерна — Может, появятся всходы.
Ладно, я буду покорным — Дайте же мне свободу!.. … Лили на землю воду — Нету колосьев — чудо! Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?
Если где-то в чужой неспокойной ночи ты споткнулся и ходишь по краю, не таись, не молчи, до меня докричи — я твой голос услышу, узнаю… Много неясно в странной стране, можно заплутаться и заблудиться. Даже мурашки ползут по спине, если представить, что может случиться. Вдруг будет пропасть и нужен прыжок. Струсишь ли сразу?
Прыгнешь ли смело? А? Э… Так-то, дружок, в этом все дело… Два слова войскам — несмотря на успехи, Не прячьте в чулан или старый комод Небесные легкие ваши доспехи, — Они пригодятся еще через год…
Гололед на земле, гололед, Целый год напролет, целый год, Будто нет ни весны, ни лета. Чем-то скользким одета планета, Люди, падая, бьются об лед. Гололед на земле, гололед.
Целый год напролет, целый год… Обычно поэтов упоминают по фамилии: «У тебя есть что-нибудь из Евтушенко?», «Последнюю песню Окуджавы слышал?», «Вознесенского читал?»… К Высоцкому относились как к родственнику: «Пойдем Володю слушать». И это не было фамильярностью, просто он в каждой семье стал своим.
Нарочитое умолчание после его смерти прорвалось как взрыв. Будто прокололи кэгэбэшный гнойник. Будто порвали цепи страха. Власти, наверное, были в шоке, пытаясь жалкими железными рогатками на тротуарах сдержать людей. А они все шли и шли.
Проститься! На смерть В. Шукшина Высоцкий писал: Еще — ни холодов, ни льдин, Земля тепла. Красна калина. А в землю лег еще один На Новодевичьем мужчина… …Гроб в фунт разрытый опуская Средь Новодевичьих берез, Мы выли, друга отпуская В загул без времени и края…
А рядом куст сирени рос. Сирень осенняя. Нагая… Он будто предвидел свою смерть. Как и в стихах: …А внизу говорят — от добра ли, от зла ли, не знаю: Хорошо, что ушел!
Без него стало дело верней. — Паутину в углу с образов я ногтями сдираю, Тороплюсь, потому что за домом седлают коней. Открылся Лик — я встал к нему лицом, И Он поведал мне светло и грустно: Пророков нет в отечестве своем, Но и в других отечествах не густо… Надо сказать, что провидение поэтов существует.
И тут нет никакой мистики. Высоцкий, например, предвидел даже то, что после смерти его признают официально: …Я умру… говорят, мы когда-то всегда умираем. Съезжу на дармовых, если в спину сподобят ножом, — Убиенных щадят, отпевают и балуют раем. Не скажу про живых, а покойников мы бережем. Он промчался по нашей земле ярко и скоротечно.
Гамлет XX века, который «ставил правильный ответ, но не находил нужного вопроса»: Но гениальный всплеск похож на бред, В рожденье смерть проглядывает косо. А мы все ставим каверзный ответ. И не находим нужного вопроса.
Тема совести в произведениях русской литературы