Тема урока. Как вращается земля. Изменение дня и ночи. Изменение времен года
Цель: сформировать представление об изменениях дня и ночи, временах года на земном шаре; продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Оборудование: глобус, теллур, источник света (свечка, настольная лампа); схемы обращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Ход урока I. Итог фенологических наблюдений — Какое сегодня состояние неба? — Какая температура воздуха? Идет ли дождь? — Укажите направление ветра.
-Что вы заметили, когда шли в школу? — Как изменилась работа людей осенью? II. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков Фронтальное опрашивание. — Что такое глобус? — Какую форму имеет глобус? Почему?
-Какие цвета на глобусе и что они обозначают? — Что такое полюса? — Что такое ось? — Что такое экватор? — На какие части разделяет экватор земной шар?
-Кто из мореплавателей и как доказал, что Земля — круглая? — Как ученые изучают Космос? — Что является спутником земли?
Какие его размеры? — Какие стадии месяца вы наблюдали? III. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний учеников Отгадывание загадки. 1. Когда мать входит в дом, Всех она укладывает спать.
Как отец заходит, Всех на ноги подводит. Кто сумеет отгадать: Что за отец, что за мать? (День и ночь) Анализируется содержание загадки, дети отгадывают ее.
— Почему бывает день и ночь? Почему в природе изменяются поры года? Как это происходит? На эти вопросы вы дадите ответ, когда выучите тему сегодняшнего урока. Прочитайте ее.
(Название темы записано на доске.) I. Восприятие и осознание учебного материала Ознакомление учеников с изменениями дня и ночи. — Люди заметили, что утром солнце восходит из-за горизонта.
В полдень поднимается, а вечером заходит за линию горизонта. Почему так происходит?
Поразмышляем вместе, воспользовавшись глобусом. Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. В связи с этим, к Солнцу поворачивается то одна, то другая сторона планеты. Та часть земного шара, которая повернута к Солнцу, освещается его лучами. Здесь будет день. На противоположной стороне в это время — ночь. Она не освещается солнцем.
Один полный оборот Земли вокруг своей оси называется сутки. Полный оборот означает, что Земля возвращается в то положение, с которого она начала вращение. (Все слова учителя иллюстрируются работой с глобусом.) Сутки длятся 24 часа. После этого ученикам целесообразно показать, как освещается плоская поверхность. Чем отличается освещение плоской поверхности от выпуклой?
(Плоская поверхность освещается равномерно, а выпуклая — неравномерно. ) V.
Систематизация, обобщение усвоенных знаний, умений и навыков — В каком направлении движется Земля вокруг своей оси? — Когда бывает день (ночь)? — Что называется сутками? — Сколько длятся сутки?
VI. Применение знаний, умений и навыков — На С. 81 учебника рассмотрите рисунок. — Расскажите об изменении дня и ночи. — Поставьте глобус напротив света, например, лампы или свечки. — На каких материках на глобусе ночь, а на каких — день?
Почему? — Пусть какой-нибудь источник света (лампа, свечка) будет выполнять роль Солнца. Поставьте глобус напротив него. Вращайте медленно глобус вокруг его оси. Объясните, Почему утро сменяется днем, день — вечером, вечер — ночью. — Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток.
Каковы последствия этого вращения? — Сутки длятся 24 часа. Чем это объясняется? VII. Усвоение новых знаний, умений и навыков — Наблюдая за высотой Солнца, вы заметили, что в разные поры года оно находится то высоко, то низко над горизонтом. Ощутили, что чем выше находится Солнце над горизонтом, тем теплее, а чем ниже — тем холоднее. Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси.
Одновременно она движется и вокруг Солнца. Путь, по которому Земля движется вокруг Солнца, называется земной орбитой.
Посмотрите на глобус, на нем хорошо видно, что земная ось (мысленная линия) расположена не вертикально, а наклоненно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве. — Как расположена земная ось? — Какое положение занимает Земля в космическом пространстве? — Что вам помогло прийти к такому выводу?
-Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, словно подставляет ему то северную свою часть, то южную. Когда к Солнцу больше повернуто северное полушарие, то на нем — лето. В это время Солнце высоко поднимается над горизонтом и посылает на Землю много тепла.
А на Северном полюсе Солнце не заходит за горизонт на протяжении шести месяцев. (Объяснение учителя — как в этом случае, так и в следующих — иллюстрируется работой источника света или же обработками рисунка). — Прочитайте первый абзац статьи (С. 82). Какому положению Земли в космическом пространстве соответствует его содержание?
Покажите ее положение на схематическом рисунке. — Придумайте заголовок к этой части текста. — Если на Северном полушарии лето, то на Южном — зима. Солнце низко поднимается над горизонтом и посылает на Землю мало тепла. А на Южном полюсе Солнце не появляется в течение шести месяцев.
Здесь — полярная ночь. Прочитайте второй абзац статьи (С.
82). Придумайте заголовок к этой части текста. Источник света и глобус разместите так, чтобы их расположение совпадало с содержанием текста. — Земля продолжает двигаться и занимает такое положение в космическом пространстве, что Северное и Южное полушария одинаково повернуты к нему и они освещаются Солнцем одинаково. В Северном полушарии было лето, оно сменилось осенью. В Южном полушарии зима сменилась весной. Источник света и глобус разместите так, чтобы на глобусе Северное и Южное полушария освещались одинаково. — Каждый год 21 марта и 21 сентября во всем мире день и ночь длятся 12 часов. Этот день называется соответственно весенним или осенним равноденствием. Земля бежит своей дорожкой дальше и поворачивается к Солнцу так, что Северное полушарие освещается Солнцем меньше, а Южное — больше. — Расположите глобус к источнику света так, чтобы Южное полушарие освещалось больше, Северное — меньше. — В статье «Почему изменяются поры года» найдите ту часть текста, которая бы отвечала такой ситуации. Придумайте заголовок к этой части текста. Какая пора года будет в северном полушарии, а какая — в южной? Почему? — Земля не останавливает своего движения и поворачивается к Солнцу так, что оба полушария снова одинаково повернуты к нему, а затем — одинаково им освещаются. Итак, в Северном полушарии зима сменяется весной, а в Южном лето сменяется осенью. Прочитайте последний абзац в статье (С. 82). Придумайте заголовок к нему. Подумайте, почему в Южном полушарии весна, а в Северном — осень? — На нем завершается полный оборот Земли вокруг Солнца, и Земля поворачивается к Солнцу так, как об этом вы уже узнали. Один полный оборот Земли вокруг Солнца, а это длится 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд и называется годом. Из-за того, что таким числом пользоваться неудобно, его округляют. Три года имеют 365 суток, а каждый четвертый — на одни больше. Такой год называют високосным. В числе, которое обозначает високосный год, две последние цифры всегда делятся на 4. Например: 1996 — високосный, так как 96:4 = 24, имеет 366 суток. Работа в тетрадях с печатной основой, С. 19-19. VIII. Обобщение и систематизация знаний учеников — Дети, что вы узнали нового на сегодняшнем уроке? — Как вращается Земля? — К чему приводит вращение Земли вокруг своей оси? А вокруг Солнца? IХ. Домашняя задача Прочитать в учебнике статьи «Почему бывает день и ночь», «Почему изменяются поры года». Дать ответы на вопросы после текстов. Уметь объяснить с помощью глобуса, что служит причиной изменения дня и ночи; пор года.
Тема урока. Как вращается земля. Изменение дня и ночи. Изменение времен года