Тема урока. Повторение. Простое и сложное предложение
Знаки препинания в изученных синтаксических конструкциях Цель: повторить и углубить понятие о синтаксисе и его основных единицах, знаках препинания при обращении, прямой речи и диалоге. оборудование: учебник, учебные тексты. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Русский язык чрезвычайно богат, Гибок и живописен для выражения Простых, естественных понятий. В.
Г. Белинский ХОД УРОКА
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний
и мотивация учебной деятельности 1.
Выборочная проверка домашнего задания 2. вступительное слово учителя — Стояли на своих местах в словаре а, не, перо, писать, ум. «Что же из них можно составить?
— размышлял ученик.- О, получается прекрасное предложение: Не пером пишут, а умом. В нем можно выделить словосочетания пишут пером, пишут умом». Так слова связываются в цепочку, а отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения, называется синтаксисом. Несколько слов, взятых из словаря, напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи (и, костер, небольшой, около, опять, охотник, полночь, сидеть, собака, у). Начинаем выбирать «бусинки»-слова, ставить их в определенной форме и последовательно нанизывать на нитку.
Из бусинок получаются бусы, из слов — предложение: Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. Интонационная и смысловая законченность, которая есть у каждого предложения, то же, что и нитка для бусинок: они собирают разрозненные слова в законченное единство. Слова связаны в предложении не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Подлежащее и сказуемое не случайно называют грамматической основой предложения: к ним присоединяются все второстепенные члены предложения. На подлежащем и сказуемом, как на опорах, держится все предложение. Знаки препинания помогают передавать на письме смысл высказывания, его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания.
Совокупность этих правил называется пунктуацией. И знаки препинания, и правила их постановки возникли не сразу. В древнерусских книгах, переживших несколько столетий, мы находим тексты, написанные от руки, практически без знаков препинания (и даже без разделения предложений на слова).
Знаки препинания сформировались в основном после изобретения книгопечатания, постепенно были созданы и правила их постановки. Эти правила постоянно совершенствовались.
Причина изменений — развитие языка, его усложнение. 3. Беседа с классом — Что изучает синтаксис? — Чем отличается простое предложение от сложного? — В чем заключается основное отличие главных членов предложения от второстепенных? — Приведите по два примера на каждый вид предложения по цели высказывания. — Как связан синтаксис с пунктуацией? — Какие знаки препинания завершают предложение? — Какие знаки препинания отделяют друг от друга члены простого предложения и простые предложения в сложных? III. обобщение, систематизация и контроль знаний И умений учащихся 1. работа с учебником (с. 10) Упражнение 18 (устно), упражнение 19 (письменно). 2. Комментируемое письмо, графическое обозначение членов Предложения во втором и четвертом предложениях Поистине сентябрь — чародей цвета. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осени создают его неповторимую палитру… Каких только оттенков не увидишь! В красные ажурные одежды облачились рябины и кусты малины, медью отливают листья дуба. (По Г. Горовой) 3. сочинение-миниатюра на одну из тем (письменно): «Шелест осенней листвы», «осенние краски», «моя улица осенью» 4. Беседа по вопросам — Какие знаки препинания употребляются в предложениях с обращениями? — Расскажите о знаках препинания при прямой речи и диалоге. 5. Перевод текста с украинского языка на русский Сьогодні у Києві та Київській області очікується мінлива хмарність, переважно без опадів, зранку туман, вітер слабкий до помірного. Удень близько 10 градусів тепла. Протягом наступних двох днів температура поступово підвищиться до 15 градусів. Зараз у Києві 8 градусів тепла, по області — від 6 до 11 градусів вище нуля. 6. составление диалогов с обращениями по данным ситуациям Ситуация а. Ваш товарищ постоянно просматривает в Интернете Прогноз погоды. Расспросите его о предстоящей погоде на весь месяц. Для справок: в первой, второй или третьей декаде месяца; в начале, в конце или середине месяца; в первой или во второй половине месяца. Ситуация Б. Вы встретили друга, живущего в другом регионе Украины. Расспросите его, какая там бывает зима (весна, лето, осень). IV. рефлексия. Подведение итогов урока 1. Беседа — Какой знак препинания ставится в простом предложении между подлежащим и сказуемым? — Как соединяются в простом предложении однородные члены предложения? — Чем отличаются простые предложения от сложных? — С помощью чего простые предложения соединяются в сложные? 2. Заключительное слово учителя О пользе знаков препинания Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! (А. Каневский) V. Домашнее задание
1. Повторить и обобщить теоретический материал по данной теме.
2. Выполнить упражнение 20 (письменно).
Тема урока. Повторение. Простое и сложное предложение