Тема урока. Текст и его основные признаки
Цели: углубить теоретические знания о признаках текста при его разборе; развивать навыки грамотного построения и анализа текста; учить систематизации полученных сведений, стремясь к их обобщению; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, расширять кругозор учащихся. оборудование: таблицы понимания (рм); карточки для работы в 4 группах. Ход урока
I.
Опрос по домашнему заданию Сообщения учащихся «Сложные случаи. Окончания существительных во множественном числе». II. Актуализация опорных знаний
1. объяснительный диктант Учащиеся работают на доске и в тетрадях. Задание Напишите текст, объясните известные орфограммы и пунктограммы.
Интересные Обряды А. а. пластов «жатва» Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, яровых злаков. Окончание жатвы обычно отмечалось сытным обедом с пирогом. Существовали и забавные обычаи изгнания насекомых. В Костромской Губернии мух выгоняли последним снопом. Связывали сноп, вносили его в дом и обходили все комнаты три раза.
При этом приговаривали: Уходи, муха, вон, Хозяин идет в дом. Ты лето летовала, Дай мне зиму зимовать. После этого ставили сноп к иконам. 2. пятиминутка понимания Задание Фамилия, имя ученика 1. Что я знаю по теме урока Развернутый ответ В начале урока 2. Что я хочу узнать Развернутый ответ В начале урока 3.
Что я узнал Развернутый ответ В конце урока 4. Как применить в жизни полученные сведения Развернутый ответ В конце урока 5. Вопросы, возникшие в процессе обсуждения, но не оговоренные Развернутый ответ В течение урока или в конце урока III. Постановка целей и задач урока
IV.
Объяснение нового материала
1. Запись Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2.
Слово учителя — Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др. Предложения в тексте могут быть связаны по смыслу, как бы по цепочке: второе — с первым, третье — со вторым.
Такая связь называется цепной. Или последующие предложения разворачивают, конкретизируют смысл первого. Такая связь называется параллельной. Предложения могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом — без труда, верным слову — верность слову); местоимений (человек — он); синонимов (книга — издание; сочинение — произведение, творение). — Расскажите, как и при помощи чего связаны предложения в тексте «Интересные обряды».
3. признаки текста Работа с учебником (с. 219). Связность. Завершенность. Членимость. Информативность.
Подчиненность всех частей, микротем, языковых средств раскрытию темы и основной мысли текста. 4. Структура текста Текст Абзац — н Раздел —] Глава — м Часть — м Том V. Закрепление материала 1. работа в группах (4 группы) Задание Восстановить текст, исходя из признаков, характерных для текста. Проставить знаки препинания. КАРТОЧКА 1 1. Встречая ее, все, кто может, отправляются в церковь на Крестный ход. 2. Они пели духовные стихи о воскресении Иисуса Христа, прославляя Господа своим пением. 3. Пасха церковный праздник величайшего духовного торжества и ли — кования. 4. К шествующим присоединялись убогие слепцы которые существовали подаянием. Ответ. 3, 1, 4, 2. КАРТОЧКА 2 1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен. 2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции. 3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором. 4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню. Ответ. 2, 4, 3, 1. КАРТОЧКА 3 1. Петров день — 29 июня по старому стилю, праздник первоверхов-ных апостолов Петра и Павла. 2. Поэтому в летописях нередко говорится о трех или четырех солнцах. 3. В Петровскую ночь никто не спал все «караулили солнце». 4. Народные обряды и поверья этого дня связаны с солнцем. 5. Люди верили в необычное горение солнца говорили что оно «играет», разделяясь на многочисленные разноцветные круги. Ответ. 1, 4, 5, 2, 3. КАРТОЧКА 4 1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний. 2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается». 3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника. 4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем. Ответ. 3, 1, 2, 4. 2. проверка выполнения задания — Какой общей темой можно объединить все эти тексты? — Как вы считаете, для чего мы сегодня их использовали в своей работе? VI. Итог урока
Заполнение таблицы понимания. Листики сдаются учителю для анализа и дальнейшей коррекции. VII.
Домашнее задание
Теория по учебнику. Для всех Повторить 5 орфограмм (лаг-лож; раст-рос; кас-кос; гар-гор; зар-зор). Высокий уровень, достаточный уровень Сделать по 2 карточки с 4-5 предложениями, которые перепутаны, но собираются в текст при обмене местами (по образцу работы в классе).
Средний уровень Выполнить упражнение 376.
Тема урока. Текст и его основные признаки