• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»

 

Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»

Лирика Некрасова — новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи — представителя демократических разночинных кругов, пережившего тяжелые противоречия периода распада крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений. Лирические стихи Некрасова знаменовали собой прежде всего новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности, дотоле лишь намечавшейся.

По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие. Осмысливая свое творчество, дискутируя с апологетами «чистого искусства», Некрасов неоднократно выступал с поэтическими декларациями, в которых подчеркивал демократический и революционный характер своей поэзии. В 1848 году он пишет стихотворение, тема которого стала лейтмотивом всего его творчества. В этом стихотворении образ Музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.

Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!» Поэзии Некрасова чужды условность, отвлеченность. Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянской женщины, подвергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению. Взгляды Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в обществе нашли свое отражение в другом, более позднем стихотворении «Поэт и гражданин», ставшем поэтическим манифестом нового, демократического направления в литературе.

В этом программном произведении утверждается социально значимая направленность поэзии, ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта — гражданина, общественного деятеля: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь… Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, требует от поэта гражданского подвига, но и бичует пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином назначении поэзии: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Некрасов не отрывает поэта от служения искусству, но требует подчинять это служение высоким и гуманным задачам.

Эту программу и осуществлял Некрасов в своем творчестве. В своей лирике Некрасов раскрыл новое восприятие мира. Он преодолел прекраснодушный абстрактный гуманизм, свойственный многим поэтам, его современникам.

То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть, — писал Некрасов. Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества.

Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа. Лирическим пафосом и сатирическим бичеванием проникнуто одно из наиболее известных его стихотворений — «Размышления у парадного подъезда», резко разоблачающее самодержавно-крепостнический режим. , Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидною волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. С большой изобразительной силой поэт показывает наглядно примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой России: …некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки, Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых… Крестьяне в стихотворении еще забиты и покорны: И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «Суди его Бог!», Разводя безнадежно руками, И покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами… Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбах России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущим.

Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Безжалостные правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов «На улице». Простая будничная сценка, будничная «физиология» столицы, казалось бы, случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности. Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты, — все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма.

Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» поэт рисует типическую картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простой русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства человека. Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа и видя единственный путь переустройства жизни в революции, Некрасов создает образы людей, способных встать во главе восставших масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл.

В стихотворении «Памяти Добролюбова», одном из лучших в этом цикле, Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты рево люционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию: Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Духовную чистоту, веру в высокий идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов раскрывает в следующих строках: Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил…

Как женщину, ты родину любил… Горение революционера, высокий пафос моральной чистоты и величие подвига служения народу сочетаются в образе Добролюбова с разумом, прозорливостью и могучей мыслью революционного деятеля: Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! Дабы передать духовное величие Добролюбова, поэт обращается к возвышенно-одическому стилю.

Это стихотворение — поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове. Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего необычайно раздвинул круг тем: не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира. Это лирика жизни, лирика действия.

Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговоренность. Центральное место в ней — народ в своем стремлении к счастью, красоте, справедливости. Это стремление у Некрасова приобретает конкретный, социальный характер.



Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»

Другие сочинения по теме:

  1. Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского Ранняя лирика В. В. Маяковского начала создаваться в тот период, когда в обществе происходила грандиозная переоценка существовавших ценностей. Традиции русской...
  2. Новые темы и образы, появившиеся в творчестве Батюшкова Под влиянием национального подъема, вызванного событиями 1812-1814 гг., Батюшков, по свидетельству П. А. Вяземского, написал — не дошедшее до нас...
  3. Николай Алексеевич Некрасов. Краткое изложение текста Стихотворения В дороге Я за то глубоко презираю себя… Перед дождем Тройка Вчерашний день, часу в шестом… Несжатая полоса Замолкни,...
  4. Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы Май Сатирические произведения поэт создавал на всех этапах своего творчества. Уже в ранней сатирической поэзии В. Маяковский использует весь арсенал...
  5. Основные темы, идеи, образы стихотворений В. В. Маяковского Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира. Сатира — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки....
  6. Темы и образы лирики М. И. Цветаевой Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для...
  7. Образ музы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Образ музы неоднократно предстает на страницах романа, причем в разные периоды жизни муза является поэту по-разному, олицетворяя его душевное состояние...
  8. Образы детей в произведениях Н. А. Некрасова О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей… Н. Некрасов. Крестьянские дети Н. А. Некрасов...
  9. Темы, идеи, образы повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Странное чувство охватывает читателя, удосужившегося прочитать старинную повесть Н. Карамзина. Казалось бы, чем может нас тронуть судьба крестьянки, обманутой богатым...
  10. «Три сестры». Ключевые темы, образы и мотивы в пьесе А. П. Чехова Пьеса «Три сестры», написанная в 1900 году, сразу после постановки на сцене и первых публикаций вызвала множество противоречивых откликов и...
  11. Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов словно от...
  12. Краткое содержание «Страшной мести» Гоголя Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула...
  13. Анализ лирического героя в поэзии Н. А. Некрасова, сочинение Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди . При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут...
  14. Объясните своеобразность изображения темы любви в трагедии «Фауст» Й. В. Гете. Охарактеризуйте образы Фауста и Маргариты «Фауст» Гете принадлежит к тем вершинным произведениям, которые не только отображают духовную жизнь человека, а и сами оказывают содействие духовному...
  15. Основные темы стихотворений А. С. Пушкина Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве разработал множество тем, которые стали традиционными для множества других русских поэтов....
  16. Какие новые стороны поэзии Некрасова я увидела в десятом классе Николай Алексеевич Некрасов — поэт середины девятнадцатого века. Его стихи и поэмы помнят и любят до сих пор. Мы знаем...
  17. Пейзажная лирика Некрасова Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле,...
  18. Женские образы в поэзии Н. А. Некрасова Лирика Н. А. Некрасова традиционно воспринимается как, в первую очередь, лирика гражданская. Сам поэт говорил про себя, что он «лиру...
  19. Романтический характер поздней лирики Н. А. Некрасова Не все литературоведы согласны с тем, что лирика вообще может быть реалистической. Конечно, это дискуссионный вопрос, но подумайте сами: в...
  20. Анализ лирики Н. А. Некрасова Лирика Н. А. Некрасова посвящена народу, проникнута мыслями о народе, его судьбой — настоящей и будущей. В своих произведениях поэт...
« Сочинение размышление по творчеству Василия Шукшина
Импрессионизм Фетовской литературы »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения