Темы, идеи, образы лирики Н. А. Заболоцкого
Н. Заболоцкий принадлежит к поколению писателей, вступивших в литературу уже после революции. В этом поэте поражает удивительная преданность творчеству, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции. Он критически относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу.
На протяжении жизни поэт несколько раз составлял превосходные сборники. Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Это привело его к психологически насыщенным сюжетным зарисовкам , к наблюдениям над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека . Для поэта большое значение имела красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека.
А также целый ряд замыслов и работ Заболоцкого был связан с неизменным интересом к истории и эпической поэзии . Постоянно совершенствовалась его поэтика, а формулой творчества стала провозглашенная им триада: мысль — образ — музыка. Суммируя все эти признаки, можно сказать, что справедливы критики, называющие творчество Заболоцкого «поэзией мысли».
В творчестве поэта отчетливо выделяются три основных периода, каждый из которых отличается друг от друга. Раннее творчество Заболоцкого формировалось под влиянием эстетики обериутов, так как он был одним из создателей и идеологов литературной группировки ОБЕРИУ. В своей декларации они называли себя поэтами «голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя».
Диапазон идей лирики Н. А. Заболоцкого 20-х годов освещает, в основном, обличение бездуховности мещанского мира периода нэпа, жадность людей к материальным благам, которые мешают человеку чувствовать красоту мира. Образы ранних стихов Заболоцкого, вошедших в сборник «Столбцы», отличаются рельефностью и неожиданностью языковых изобразительных средств. В стихотворении «Свадьба» поэт сатирически рисует стаю «мясистых баб», которые едят «густые сласти». В «Вечернем баре» изображена атмосфера пивного погребка, названного бутылочным раем. Блик света, отраженный в пивной кружке, трансформируется в неожиданный образ — «в бокале плавало окно».
В конце 20-х — начале 30-х годов в поэзию Заболоцкого приходит его главная тема — тема природы. Сын агронома, Николай Заболоцкий с детства видел в природе живое существо, наделенное разумом. И по мысли поэта, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.
Поэт одухотворяет образы животных, птиц, деревьев. Но, восславив мудрость природы, он видит и ее злые, стихийные силы. Человек для него — венец природы, «мысль ее, зыбкий ум ее». И все же человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять природу, а бережно вести ее от «дикой свободы», «где от добра неотделимо зло», в мир разума, гармонии и солнца.
Эти мысли звучат и в позднем стихотворении Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе…», и в стихотворениях 30-х годов «Все, что было в душе…» и «Вчера, о смерти размышляя…». В поздней лирике тема природы приобретает классическую стройность. Мир природы хранит «множество диковин» , но распознать их может далеко не каждый. Осень у Заболоцкого похожа на «молодую царевну в венце» , а сам поэт подобен кедру, расщепленному громами .
Увлекаясь в 30-е годы изучением трудов Ф. Энгельса и К. Циолковского, поэт размышляет о философии взаимоотношений человека и природы. В его натурфилософских стихах начинают звучать темы жизни и смерти, смерти и бессмертия. Заболоцкий уверен, что человек — это скопление атомов, а после смерти, в процессе перерождений самой материи, человек может стать частью мира природы, поэтому все живое на земле наделено разумом.
Это отражено в стихотворении «Метаморфозы»: Мысль некогда была простым цветком; Поэма шествовала медленным быком. Мысли о человеческом бессмертии, воплощенном в процессе превращения материальной оболочки человека в другие формы материи, развивается и в более позднем стихотворении «Завещание»: «Я не умру, мой друг. Дыханием цветов // Себя я в этом мире обнаружу».
В лирике Заболоцкого продолжаются традиции Тютчева и Баратынского. В стихотворении «Гроза» в метафорической форме показаны связи человека и природы, которая дарит миру возможность творить. Как во время грозы обновляется мир, идущий от тьмы к свету, так и в процессе творчества в «ночи вдохновенья» возникает «молния мысли», — и рождается слово.
В послевоенной лирике поэта ставятся проблемы истинной и ложной красоты . Красоту души мы «творим по мере наших сил», она не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде». В философской лирике последних лет поэт раскрывает тему памяти и преемственности поколений , болью отдается в его стихах тема войны . Вторя Тютчеву, Заболоцкий воспевает «последнюю любовь» в одноименном цикле. Но его чувство лишено блаженства и полно горечи.
То поэт признается, что «слезами и стихотвореньями» обожжет «свою горькую, милую…», то душа его «кричит от боли», то между ним и его радостью «встает стена чертополоха», потому что «их песенка спета» и «счастья до гроба не будет, мой друг». Стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, глубокой мыслью, искренним чувством и повышенной музыкальностью, что создается причудливыми звукописными образами. В образах его произведений «золото дубравы» и «серебро березняка» , «зеленый луч» морского заката , «белый блеск вольтовой дуги» . В них звучит призыв: «Откройся, мысль!
Стань музыкою, слово, // Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!» Таким образом, и в гротеске «Столбцов», и в классически стройной поздней лирике Заболоцкого заключена мысль и неожиданность поэтических образов, изящество и музыкальность поэтического слова.
Темы, идеи, образы лирики Н. А. Заболоцкого