«Типичный герой в типичных условиях» в эпоху реализма
Эпоха реализма — это пора XIX столетия. Наиболее выдающимися писателями реалистической школы являются ее основатели — Стендаль, Бальзак, Толстой, Достоевский. Думаю, нельзя резко разграничивать литературные эпохи — они не имели таких четких границ, как, например, переход ученика из шестого класса в седьмой, а из седьмого в восьмой и тому подобное. Существовали люди с разными вкусами, с разными стремлениями, разными привычками и правилами жизни, так же были и писатели, которые имели разные интересы. Кто-то имел романтические настроения, кто-то натуралистические вкусы, но, в общем, все-таки реализм утвердился как основной литературный эталон того времени — XIX столетия. Фредерик Стендаль говорил о том, что роман — это зеркало, с которым человек идет большой дорогой, «оно отражает то синь небосклона, то грязные лужи». Это означает, что в романе должно быть представлено все, что видится вокруг, т. е. реальное, жизненное и типичное, характерное для многих. (Речь идет именно о романе, так как роман к тому времени был наиболее популярным жанром литературы).
Например, Стендаль рисовал человека в эпоху Реставрации: отходили в прошлое одни идеалы (увлечение Наполеоном) и утверждались другие (власть золота и титулов). Это было присуще не только для какого-то определенного провинциального городка, скажем, для Верьера. Стендаль показал, что и в селе, и в городе, и в провинции, и в столице идет борьба между людьми. Они захватывают должности и деньги, не гнушаются ничем — в ход идут и анонимки, и подкуп… Это типичные отношения между людьми, где бы они ни жили, к какому бы классу ни принадлежали — к крестьянству или буржуазии, к духовенству или аристократии.
Оноре де Бальзак заявил о том, что он является только «секретарем» французского общества, т. е., ничего даже выдумывать не нужно — общество дает такие богатые сюжеты, которые только успевай записывать! Сколько Гобсеков и Горио было по всему миру — не только во Франции. И снова все же главный двигатель всех событий — деньги, должности. Это реалии жизни. (Как точно скажет в XX столетии Воланд у Булгакова о том, что люди не изменились за триста лет — так же любят деньги…)
Из Франции переместимся в Россию. И здесь мода на роман. Русский роман популярен и за границей — в той же Франции. Здесь обожествляют русского дворянина Ивана Тургенева, в восторге от графа Льва Толстого, испытывают удивление глубокому проникновению в душу героев Федора Достоевского. А дальше — Лесков, Андреев, Чехов… Россия просто обгоняет Францию. Это интеллектуальное литературное соревнование XIX столетия! И что мы видим? Далеко ли ушла цивилизованная Франция от отсталой соломенной России? Нет. Проблемы те же самые! Графиня де Ресто у Бальзака забывает о своих материнских обязанностях ради любовника Максима де Трая, ради удовлетворений и роскошей. Анна Каренина тоже забывает о своем материнском назначении — она оставляет мужчину и сына ради Вронского. Каждая по-своему наказана. Гобсек дает заем под процент в Париже — то же самая в Петербурге делает ростовщица Алена Ивановна. Типичная жизнь — типичные герои — типичные сюжеты. Губительная власть денег и удовлетворений искажает человека.
Мне кажется, русские писатели больше углубились не только в душу своих героев, но и показали выход из ситуации, которая сложилась. Например, Раскольников. Его образ Достоевский создал так же, как и Стендаль, — оттолкнувшись от криминальной заметки в газете. Но герой Стендаля, поступок за поступком, приходит к потере смысла собственной жизни, а Достоевский показывает ситуацию противоположную. Даже, когда кажется, что жить невозможно, нужно жить и верить в лучше, верить в человека. Думаю, что типичной является и ситуация Стендаля, и ситуация Достоевского. Многие люди не находили смысла своего существования, не находили своей дороги в жизни или были недовольны тем, что имели, и добровольно выбирали смерть. Но было много и таких, которые до конца дней своих старались себя изменить, совершенствовать, стремились докопаться до истины.
Истину ищут также герои Льва Толстого — Андрей и Пьер. Много раз ошибаются, имеют ошибочные цели, но продолжают поиски идеалов жизни. У Толстого в романе «Война и мир» заложена простая, но гениальная мысль: нужно жить честно, быть добрым и щедрым на любовь. Людей гордых не любят нигде и никогда — гибнет Андрей Волконский, который не смог переступить через свою гордыню, едва не погиб Родион Раскольников у Достоевского, так как захотел свое «я» поставить выше чьей-то жизни. Типичные аристократические семьи описал Толстой в своем романе-эпопее: жизненные случаи, салонные разговоры — это то, чем жили люди того времени. Но самое главное — не отдельные разговоры и частные случаи. Все же главным есть умение писателей-реалистов показать основные проблемы своего времени, типичные явления, общие тенденции развития общества и найти болевые точки, которые были общими для всего общества в целом.
Разные страны, разные люди, разный достаток, но проблемы во всем мире оказались одинаковыми. Реальность она и является реальностью. И если бы так произошло, что Бальзак или Стендаль, Достоевский или Кулиш вдруг волшебным способом ожили, то о чем бы они писали? Кажется, о том же самом. В нашей жизни и сейчас полно тех проблем, о которых писали писатели-реалисты. Изменился разве что стиль, ракурс, в котором описывают современность наши писатели.
«Типичный герой в типичных условиях» в эпоху реализма