Точность и лаконизм описаний природы, их роль в рассказе «Чудак»
Певцом замечательной украинской природы можно назвать Григора Тютюнника. В его произведениях немало искусных описаний пейзажей родной земли. Писатель тонко подмечает состояние окружающего мира. Через описания картин природы художник передает душевные переживания своих героев. Не является исключением и рассказы Григора Тютюнника «Чудак». Уже с первых строк этого небольшого произведения мы попадаем в зимний мир, в котором живет маленький школьник Олесь, по его поступкам и мыслям начинаем понимать добрый, ласковый характер мальчика, его мечтательность, художественное воображение. Олесь любит рисовать на снегу. Другие дети идут в школу и не замечают, что снег, как белый чистый лист бумаги, на котором можно создать картину окружающего мира. Олесь не просто идет в школу. На этой, будто и недолгой дороге, с ним случаются различные приключения. Он открывает для себя немало интересного, прислушивается к нежным струнам природы.
Для передачи чувств своего героя автор находит лаконичные образы, точные слова, по которым разворачиваются странные картины. Для Олеся дятел, что хозяйничает в бору, не просто обычная птица. Он — дровосек. Да и правда, чем-то похожи ритмичные движения дятлов на движения человека, рубящего дрова. И щепки летят от дерева так же, как от топора дяди-дровосека. Достаточно небольшого описания о том, как прислушивается мальчик к звукам, которые несутся с самого ствола сосны, когда он поджимает и набивает сапожки снегом под корень, чтобы понять: Олесь не только любуется природой, любит ее, он стремится защитить окружающий мир, сохранить дерево. Природа его благодарит за доброту. Она разговаривает с мальчиком, вознаграждает его любознательность. Мало у кого появится желание лежать на холодном льду и всматриваться сквозь него в воду. Но только не у Олеся. Действительно ли это так, или только ему мерещится подводное царство, но мальчик видит сквозь толщу льда удивительный мир. «В нем Карасик становится дядей, с которым можно поздороваться. Щука — это хищная черная молния, которая уничтожает маленькую рыбешку. Олесь не любит зла. Именно поэтому он со всей своей детской силой бьет по льду, чтобы спасти рыбу.
Даже школьный звонок не может оторвать мальчика от воображаемого мира, в котором ему интересно и уютно. Ему трудно воспринимать строгую школьную действительность, в которой нужно рисовать скучный горшочек. Поэтому Олесь отстаивает свое право на мечту и красоту. Из-под его карандаша рождается красивая частица природы: дятел, которого он видел по дороге в школу. Такое тонкое чувство ребенком нежных струн природы передают в рассказе и другие художественные описания. Для Олесевого пытливого глаза синички не летают, а парят, воробьи — возятся. Мальчика называют в селе чудаком. Но это потому, что люди не понимают яркого неповторимого мира, в котором он живет. Им ближе земные прагматические желания. Для мужиков важнее не стоны ольхи, что тревожит душу, а то, что рыба в вентерь пойдет. Деду Прокопу кажется, что он учит внука правильной житейской мудрости пробиваться вперед: того локтем толкнуть, того «свитой». Но у парнишки другой путь. Узнает жизнь через природу, пытается понять ее извечные тайны. Для него это — высшая мудрость.
Точность и лаконизм описаний природы, их роль в рассказе «Чудак»