Трактовка и осмысление любви в романе Гамсуна «Господин»
Настоящее имя — Кнут Петерсен. Норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии (1920), известный по романам «Голод» (1890), «Редактор Люнге» (1892), «Женщины возле колодцев», «Соки земли» (1920), «Круг замкнулся» (1936). Творческие способности Гамсуна проявились рано. В 1877 году он печатает первую повесть «Загадочная история…», которая имела успех у читателей. Решает посвятить себя литературе, но уже следующее произведение не находит поддержки. Ради заработка Гамсун эмигрирует в Америку, но связь с литературой не прерывает: печатается в эмигрантских журналах. Возвратившись на родину, Гамсун печатает свой роман «Голод», который приносит ему славу. Стилевой доминантой автора стал принцип психологизма, раскрытие поступков героя через подсознательное, через под-текстовую деталь. Произведения Гамсуна пронизаны заботой о человеке, болью за бесцельность. В последних романах автор воссоздает духовную деградацию человека в условиях цивилизованного мира. Гамсун в свое время горячо поддержал политику фашистской Германии, за что был впоследствии наказан материально (штраф) и морально (пренебрежение соотечественников), а за два года до смерти переосмыслил свой жизненный путь в книге «По заросшим тропам».
Кнут Гамсун родился в семье крестьянского портного на севере Норвегии. Детство было трудным. С четырнадцати лет вынужден был зарабатывать себе на хлеб. Он перепробовал много профессий, но мечтал учиться. Читал все, что попадалось в руки. Писать начал с 1847 года. Особенно трудным для него был 1886 г., когда на пороге стояла голодная смерть. Повесть «Голод» принесла ему славу. С того времени он написал много романов и повестей. На уроках зарубежной литературы мы изучали роман Гамсуна «Господин». Главная тема романа — любовь. Произведение пронизано возвышенными стихотворениями, так как Гамсун подходит к человеку, как к неделимой части природы. Герой романа лейтенант Глан живет в лесу со своей охотничьей собакой Эзопом, которого он принесет в жертву своей любви к Эдварде. Глан ощущает искреннюю свободу, полноту счастья лишь в полном одиночестве, наедине с неугасающим днем северного лета, вслушиваясь в дыхание природы, которая ткет вечную нить бытия. Глан вспоминает: «Бескрайний день северного лета… И я сижу тут и думаю о нем и о доме, где я жил, и о том лесе за домом». В цивилизованном мире он чувствует себя неуютно. Его натура является воплощением мужества и рыцарства. Всем сердцем ощущает Глан свое побратимство с природой, которая ему близка. Мысль о дисгармонии мира является для романа главной, и предоставляет ему своеобразной меланхоличности, которую не может побороть жизнелюбие писателя.
В романе показана любовь Глана к Еве и к Эдварде. Это очень разные женщины, и их любовь к Глану разная. Еву любовь меняет из обычной женщины в уникальную, которая стала самостоятельной. У Эдварды совсем другой характер. Это сильная натура, он не может открыться в любви, как Ева. Едварда ждет от любви чуда.
Роман, который начался как идиллия, как гимн красоте мира, закончился драматически, грустно; он не решил конфликтов, которые увидел писатель. Из новеллы «Смерть Глана», которая является почти эпилогом романа, узнаем, что Глан поехал на охоту в Индию, получил там от Эдварды, которая вышла замуж за барона, приглашение возвратиться на родину. И Глан не может снова встретиться с женщиной, которую и сейчас любит, но и без нее не может жить. И он покидает эту жизнь — он делает все, чтобы вызвать у своего спутника-охотника ревность и гнев; тот не сдерживается и убивает Глана.
Есть такой миф о Глане, что он сын Гермеса, бога лесов, полей, который любил и преследовал нимф. Фигурка Пана, изображена на пороховнице, намекает на то, что охотник Глан — тоже под его покровительством. Автор показывает похожесть Пана с Гланом в том, что он, Глан, владеет той же безграничной властью над женщинами. И вся эта похожесть не подчеркнула ни одной важной особенности его натуры. Глан — современный нервный человек, который больше всего ценит мечту и надежду. Бездумное отношение к цивилизации принуждает его искать спасение в лесу, где он один и может погрузиться в свое «я». Герой находит там чувство свободы, разрывавет связь с обществом.
В названии романа есть символическое содержание. Человек, как считает Гамсун, — часть природы, что действует в романе в образе могущественного Господина, который живет в каждом из героев и распоряжается его судьбой. Роман Гамсуна «Господин», по словам А. И. Куприна, — «зто восторженная молитва красоте мира, бесконечная благодарность от сердца за радость существования, но также гимн перед страшным и прекрасным лицом бога любви». Мне кажется, что из этого романа мы понимаем авторские особенности трактования любви. Это произведение учит нас, что не нельзя быть упрямым эгоистом, так как останешься одиноким, без друзей, и тебе никто не сможет помочь, если ты попадешь в беду. Ведь в романе показано, как гордость Эдварды убила Глана. Но он тоже был упрямый. Если бы хоть кто-то из них переступил через свое упрямство, все закончилось бы счастливо.
Трактовка и осмысление любви в романе Гамсуна «Господин»