«Три товарища», художественный анализ романа Ремарка
К работе над романом «Три товарища» Ремарк приступил в 1932-м году. Спустя четыре года произведение увидело свет в датском издательстве Gyldendal. Книга о дружбе трех фронтовых друзей впервые была переведена на русский язык в 1958 году.
В настоящее время роман «Три товарища» считается классикой немецкой и мировой литературы. По нему снимаются фильмы, ставятся спектакли.
Художественная проблематика романа связана с темой «потерянного поколения» — молодых людей, попавших на фронт Первой Мировой войны в очень юном возрасте, от 14 до 18 лет. Время действия «Трех товарищей» — конец 20-х годов XX века, предположительно 1928-й год. Место действия — послевоенная Германия, предположительно — Берлин.
На немецкую столицу указывают упоминания в произведении берлинских зданий и особый столичный диалект, содержащийся в оригинальном, немецкоязычном тексте.
Главные герои романа — Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц — связаны друг с другом тесными узами дружбы. Они вместе воевали в Первую Мировую: теряли боевых товарищей, пытались преодолеть ужасы войны и выжить. «Мирное» время еще больше сплотило трех друзей: корпя над ремонтом автомобилей в мастерской днем и выпивая ночью, герои стремятся не столько забыть свое прошлое или устроиться в настоящем, сколько просто жить, поскольку жизнь — единственная ценность, которую имеет смысл сохранять что в военных, что в мирных условиях.
Повествование в «Трех товарищах» ведется от лица тридцатилетнего механика и пианиста Роберта Локампа. С ним же связана Любовная линия романа. Со своей возлюбленной — девушкой из высшего общества, смертельно больной туберкулезом Патрицией Хольман — Роберт знакомится в День своего Рождения, на дороге.
Время и место встречи героев — глубоко символично: оно предопределяет развитие их взаимоотношений во времени и пространстве , но и самое обычное асфальтовое полотно, по которому несется гоночный автомобиль Кестера — «Карл»).
История любви Роберта Локампа и Патриции Хольман начинается так же, как у всех послевоенных пар — с телефонных звонков и нескольких свиданий, развивается — в рамках уличных прогулок и автомобильных поездок, посещений кафе, театров и автогонок, совместных ночей, проведенных в пансионной комнате Роберта, и резко меняется с первого совместного отпуска героев, во время которого у Патриции открывается легочное кровотечение.
Первая половина романа для Локампа проходит под знаком легкой, счастливой, ни к чему не обязывающей влюбленности; вторая — становится настоящим откровением: герой понимает, что в Патриции сосредоточена вся его жизнь. Если раньше ему все было безразлично и он жил по принципу «живи, пока жив», то сейчас Роберт хочет жить ради любимой — не ввязываться в драки, чтобы сохранить здоровье, и много работать, чтобы было, чем оплатить санаторное лечение Пат.
Боевые товарищи Роберта не бросают его в трудную минуту. Они готовы помочь ему всем, что у них есть: компанией, чтобы прогнать от влюбленных грустные мысли о смерти; временем — например, по просьбе Роберта Кестер не просто разыскивает лечащего врача Патриции, Феликса Жаффе, но и привозит его на море в рекордно короткие сроки; деньгами — Кестер продает своего «Карла» для того, чтобы Роберт и Патриция могли провести последние месяцы жизни девушки вместе.
Патриция Хольман в «Трех товарищах» становится равноправным другом Локампа, Кестера и Ленца. Роберт не случайно называет девушку «дружище», как только понимает, что любит ее: дружба для героя — гораздо более привычная и стабильная субстанция, нежели любовь. Чувственная страсть делает Роберта счастливым, товарищеские узы — наполняют его жизнь смыслом.
Дружба для героев романа — важнее личных устремлений, желаний и жизни. Отто Кестер, не раздумывая врет полиции о том, что не видел, кто убил его товарища — Готтфрида Ленца, и Роберт с полувзгляда понимает его намек, и подыгрывает ему в этой версии. Правосудие для прошедших войну героев начинается там, где заканчивается жизнь их друга: предать убийцу в руки полиции — все равно, что оставить его жить — вещь невозможная. Отто методично, день за днем, выслеживает убийцу на улицах Берлина.
Роберта он «бережет» для Патриции. Отто же от убийства спасает общий друг героев — Альфонс — владелец бара, в котором они часто проводят время. У Роберта есть Пат , у Отто есть Роберт, у Альфонса нет ничего, кроме чувства товарищества и желания восстановить справедливость.
Жизнь в послевоенной Германии можно было бы назвать еще одной Темой «Трех товарищей» , если бы бытовые трудности, описываемые Ремарком, не заслонялись Жизнью и Смертью, как таковыми. На фоне уходящей в небытие Патриции ни материальные проблемы , ни морально-этические недостатки окружающих людей, стремящихся к легкой, обеспеченной жизни , быстро забывающих умерших , продающих свое тело ради грошового заработка , не выглядит чем-то ужасным. Все это существует и будет существовать еще очень долго после смерти Патриции, у которой не будет больше ничего — ни мыслей о том, на что жить, ни возможности что-то исправить.
Болезнь девушки, вызванная голодным военным временем, — это Болезнь всего общества, медленно идущего к духовной смерти. Внешне здоровая и внутренне угасающая Патриция Хольман чем-то похожа на Германию, силы которой были истощены Первой Мировой войной, а будущее стало погружаться в антиправительственные митинги и зарождающиеся на фоне экономического кризиса и безработицы фашистские настроения.
Патриция уходит из земной жизни, наполненная любовью. Она жалеет только о разлуке с Робертом. Все остальное девушка считает удавшимся: она понимает, что лучше хотеть жить, умирая, нежели стремиться к смерти, ненавидя жизнь.
Жизнеутверждающее начало скрашивает последние страницы романа, пронизанные страданием Патриции и горьким одиночеством Роберта.
«Три товарища», художественный анализ романа Ремарка