«Триумфальная арка», художественный анализ романа Ремарка
Роман «Триумфальная арка» впервые увидел свет в 1945 году, в США. В нем Ремарк обратился к актуальной для Европы Проблеме человечности, проявляющейся или, напротив, исчезающей в людях на фоне разрастающихся нацистских идей — в начале в Германии, затем в Италии, Австрии и других странах, медленно, но верно попадающих под мрачную власть фашизма.
Место действия романа — Франция, Париж — преподносится автором как последний оплот мирной жизни, в которой относительно спокойно могут сосуществовать как обычные беженцы, так и убиваемые в немецких гестапо евреи. Все они нелегально живут в тех парижских отелях, хозяева которых сочувствуют беззащитным, ни в чем неповинным людям, имеют высоких покровителей в правительственных или полицейских кругах и пользуются этим как для получения стабильного заработка, так и проявления своей естественной природной доброты.
Главный герой романа — немецкий беженец, в прошлом один из ведущих хирургов страны, носящий вымышленную фамилию Равик — представляет собой характерный пример человека с большой буквы. Его проблемы с немецкими властями начинаются с укрытия двух людей, разыскиваемых гестапо, — не друзей, не родственников, а обычных людей, которых он знал с хорошей стороны и не понимал, за что они должны были идти на пытки и смерть. Неповиновение фашистским законам привело Равика в застенки гестапо, где он пережил жестокие мучения, смерть любимой девушки Сибиллы, высылку в концентрационный лагерь.
Побег из последнего стал для главного героя шагом в новую жизнь, наполненную привычными ему операциями, проводящимися вместо не слишком квалифицированных французских врачей, и периодическими высылками из Франции. В таком режиме Равик живет пять лет. «Триумфальная арка» показывает нам последний год из мирной, парижской жизни доктора, начавшийся со знакомства с итальянской певицей и актрисой Жоан Маду и закончившийся смертью любимой женщины, вторжением немецких войск в Польшу и объявлением войны.
В начале романа мы видим Равика — усталого, живущего по инерции, не ждущего от жизни ничего хорошего, полностью сосредоточенного на любимой работе. Встреча с отчаявшейся женщиной на мосту Альма сразу же определяет главную черту хирурга — человеколюбие. Несмотря на свою усталость, разочарованность, чуждость всему и вся и осознание того, что всем помочь невозможно, Равик шаг за шагом удерживает около себя незнакомку, помогая ей пережить не только самую страшную ночь в ее жизни, но и уладить проблемы — с умершим любовником, переездом в другой отель, поиском новой работы.
Жоан Маду незаметно входит в жизнь доктора. Поначалу Равик не придает значения проведенной с ней ночи: он не видит лица Жоан, не запоминает ее внешность — для него она просто женщина, с которой можно удовлетворить свои физические потребности, чтобы забыться на время, получить «частичку чужой жизни», наполнив свое безрадостное существование «каплей чужого тепла».
Любовь между героями начинается с физического влечения, но рождается под влиянием внутреннего духовного родства. Жоан, как и Равик, лишена корней. У нее нет дома, нет друзей, нет привязанностей.
Ее жизнь начинается с того момента, как она влюбляется. Подобно Равику Жоан остро чувствует свое одиночество и всю бессмысленность жизни, наполненной простыми физическими действиями — например, ежедневным одеванием и раздеванием, в котором главный герой видит «проклятую покорность, разъедающую душу».
История любви Равика и Жоан проходит под знаком безграничного поглощения друг другом. Первое время доктор сопротивляется чувствам, но, когда понимает, что особого выбора у него нет, то решает отдаться на их волю. При этом с самого начала Равик знает, что рано или поздно его отношения с Жоан закончатся.
До тех пор, пока они встречались как одинокие, независимые люди, между ними все было просто и понятно. Как только Жоан захотела стабильности в виде своего дома и положения в обществе, Равик понял, что она уйдет от него. Новые друзья, заведенные Жоан в Антибе, стали прообразом будущих любовников, которыми она обзавелась через пару месяцев после высылки доктора из Франции.
Попался же Равик все на том же человеколюбии, когда не смог пройти мимо пострадавших в результате несчастного случая на стройке.
Разрыв отношений между главными героями проходит долго и болезненно. Несмотря на принятое решение не делить любимую женщину с другим, доктор не может ни отказаться от ее близости, ни от своей любви, заставляющей его бежать на помощь к Жоан в любое время дня и ночи. Только перед лицом смерти Равик понимает, насколько сильна была его привязанность к этой женщине, являвшейся для него чем-то гораздо большим, чем просто любовь — Жоан стала для доктора жизнью.
Точно так же, как любовь воскресила Равика, ненависть помогла ему преодолеть тягостную память о прошлом. Убийство гестаповца Хааке, мучившего доктора и ставшего виновником самоубийства Сибиллы, главный герой воспринимает как что-то естественное. Равик уничтожает не человека, а зверя.
Он не отнимает жизнь, а дает ее десяткам, если не сотням, невинных людей, чье существование оказывается под угрозой из-за таких, как Хааке. Друг Равика — выходец из России, Борис Морозов помогает ему выслеживать и разрабатывать план убийства гестаповца. Швейцар «Шахерезады» вот уже как двадцать лет живет в ожидании мести убийцам своего отца и полностью поддерживает доктора в его желании расквитаться с врагом. Равик убивает Хааке незадолго до объявления войны.
Историческая обстановка служит дополнительным оправдательным фоном для поступка главного героя.
Жизнь Равика в Париже проходит в окружении беженцев и обычных французов. Первые прячутся от властей и мечтают сбежать от Гитлера в Америку; вторые предпочитают закрывать глаза на продажность своих политиков и упорно не хотят верить в надвигающуюся войну. В то время как по городским улицам маршируют колонны манифестантов, одна из пациенток Равика, больная раком Кэт Хэгстрем, увлекает его на ежегодный костюмированный бал к Монфорам. Грандиозное празднество разрушает сильный ливень, являющийся в романе символическим образом жизни.
Дождь идет во время ночей, проведенных Равиком с Жоан; во время дождя он понимает, что любовь возродила его к жизни. Еще один Символический образ «Триумфальной арки» — ночь — связана с двумя пограничными константами: любовью и войной .
«Триумфальная арка», художественный анализ романа Ремарка