«Твой поэтический восемнадцатый век»
Материалы к урокам по поэзии XVIII века
Логика движения
«Твой восемнадцатый век» — эти слова, счастливо найденные Н. Я. Эйдельманом и вынесенные им в заглавие одной из книг, могут стать точным определением пафоса уроков по поэзии XVIII века в 9-м классе. При этом особый акцент делается на слове «твой» — не прошедший мимо ученика, не ставший отстраненным «объектом изучения», но через себя пропущенный, претворенный в субъект. Это, на наш взгляд, чрезвычайно важно при обращении к литературе XVIII века в школе: ведь зачастую она остается непонятной ученикам, а значит, и неинтересной.
Нужно постараться «замотивировать» включение этого пласта литературы в круг чтения современных подростков, причем сделать их читателями заинтересованными. Мы попытались добиться этого двумя способами:
во-первых, по-новому подойдя к принципам отбора материала для изучения и его группировки в курс, во-вторых, отдав предпочтение среди письменных работ работам творческого характера.
В качестве стержня, вокруг которого группируется весь материал, выбран… Пушкин. Поэтическую традицию XVIII века мы рассматриваем в ее отношении к Пушкину не случайно: именно он является ключевой фигурой программы 9-го класса, куда входит основной корпус его стихотворений и » Евгений Онегин».
При изучении поэзии XVIII века нам удастся, таким образом, проследить этапы формирования поэтического языка, системы жанров, поставить вопрос о поэтических учителях Пушкина и всей последующей поэзии вообще.
Предлагаемый подход может у многих вызвать возражение. Мы и сами сознаем все его минусы. Восемнадцатый век, воспринимаемый как подготовка, черновая работа, — конечно, искажение картины.
Однако, на наш взгляд, вполне допустимое в методических целях. Самоценность времени, не знающего еще — как это и всегда бывает — своего будущего, не предполагающего, что впереди — век девятнадцатый, невиданный взлет литературы, на фоне которой созданное в предыдущем столетии станет восприниматься как пусть иногда и гениальный, но все-таки черновик, все равно проступит через все рамки и условности построения курса. Предлагаемый нами подход позволит лишь более четко, логично, осмысленно вводить материал, даст своего рода ниточку, на которую можно нанизывать новые и новые бусинки, не боясь их растерять.
Итак, XVIII век и Пушкин. Предшественники и поэтические учителя великого поэта. Это, так сказать, тема курса.
Одним же из основных методов постижения — и здесь опять нужно вспомнить слово «твой» — станет создание собственных стилизаций, которое позволит ученикам, пусть ненадолго и не всерьез, ощутить себя поэтами позапозапрошлого столетия и, может быть, понять, как непросто и мучительно было Начинать — российскую поэтическую традицию.
Как начать?
Первый урок очень удачно открыть загадкой. Прочитайте ученикам вслух, ничего не объясняя, два отрывка из неизвестных им поэтических текстов и попросите их определить, в одно ли время они созданы. Вот эти отрывки.
1.
…Утешься, мать градов России, Воззри на гибель пришлеца. Отяготела днесь на их надменны выи Десница мстящая Творца. Взгляни: они бегут, озреться не дерзают, Их кровь не престает в снегах реками течь; Бегут — и в тьме ночной их глад и смертьь сретают, А с тыла гонит русский меч…
2.
…Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…
Вы, дорогие коллеги, конечно же узнали в обоих отрывках Пушкина, но ученикам часто даже в голову не может прийти, что их написал один человек. Они в два счета докажут вам, что разница во времени написания этих отрывков колоссальная, что первый отрывок написан гораздо раньше, поскольку изобилует устаревшими словами , а во втором, напротив, практически все слова понятны современному читателю. Не разочаровывайте учеников сразу, поработайте какое-то время с их аргументами, как бы соглашаясь с ними — тем эффектнее будет результат, когда ребята узнают, что все это — Пушкин, только одно стихотворение очень раннее, а второе написано поэтом уже в пору зрелости.
Зачем нам эта загадка? Дело в том, что главным героем курса литературы 9-го класса будет именно Пушкин, а сопоставление двух отрывков дает возможность наглядно увидеть главное для нас: между стихотворениями — всего-то одна творческая жизнь, да и та недолгая, чуть больше двадцати лет, но результатом этой недолгой жизни становится усвоение и Переработка Старого языка, старой культуры и Создание языка нового, который будет обслуживать новую, современную нам культуру и сам станет ее составной частью . И в этом — одна из главных заслуг Пушкина. Он и сам осознавал ее; неслучайно в черновиках «Памятника» читаем:
И долго буду тем любезен я народу, Что звуки новые для песен я обрел…
От «звуков старых» к «звукам новым» — таков будет и наш путь. От поэзии XVIII века, на которой взрастал гений Пушкина, к поэзии XIX века, проложившей дальнейшие пути всей русской литературы.
Здесь уместно зачитать вслух две небольшие главки из уже упоминавшейся книги Н. Эйдельмана «Твой восемнадцатый век»
«Твой поэтический восемнадцатый век»