Творчество французского поэта-символиста Стефана Малларме
Творчество Стефана Малларме современники воспринимали по-разному: одни — как чудо, высочайшую степень мастерства, другие — как сложную и непонятную тайну. Стефан Малларме родился 18 марта 1842 года в Париже в семье члена правительства, в семье с давними революционными традициями. Все предки по отцовской и материнской линиям, начиная со времен революции, служили в Управлении налогов, занимая большие должности. Мать умерлая в 1847 году, когда мальчику было 5 лет. Раннее сиротство наложило отпечаток на его дальнейшую судьбу. Воспитанием Стефана занималась его бабушка. Образование он получал в пансионах и лицеях. Увлеченный творчеством Эдгара По, отправился в Лондон для изучения английского языка, чтобы со временем читать произведения любимого писателя в оригинале.
В возрасте 21 года Малларме, отказавшись от карьеры члена правительства, которую завещали ему родители, начинает преподавать английский язык в лицеях Турнона и Авиньйона, а с осени 1871 года — в Париже. Профессии преподавателя он посвятил много лет. Необыкновенным в его жизни в те времена было лишь одно: скромный учитель писал удивительные стихи, которые начали появляться в печати с 1862 года. Дебютировал он лирико-антологическими (подобными античным) произведениями, что дало основание критикам отнести его к направлению «парнасцев». В 1866 году стихи Малларме печатаются в «Современном Парнасе». В это время поэт написал большинство своих произведений, но лишь некоторые из них увидели свет. Он не очень стремился печататься, и причин для этого, наверное, было несколько.
Одна из них — чувство недовольства собой и всем вокруг себя, характерное для французской интеллигенции конца столетия. Кроме того, в эти годы в сознании поэта возникла идея Книги — «настоящей, продуманной и архитектурно построенной Книги, а не сборника случайных вдохновений, какими бы замечательными они не были». Этой мечте об абсолютной Книге, полностью лишенной субъективности и случайности, в которой «текст говорил бы сам за себя, без авторского голоса», Малларме был верен всю свою жизнь. Он воспринимал Книгу как что-то священное, как «тайну», которую нельзя высказать обычным языком.
Возможно, и в своих малотиражных изысканных изданиях он видел будто бы недовершенный прообраз предмета своих мечтаний. Во время Коммуны поэт получил должность библиотекаря в революционном Париже. В 70-те годы Малларме переходит к новой — символистской, манере письма. Подпочвой поэтического символизма является, по его мнению, идея гармонии Вселенной, параллелизма между миром идей и миром чувственных явлений. Любое представление имеет в мире внешнем свой символ, напоминая о котором, поэт непременно вызывает у читателя желаемое ощущение. Руководствуясь этой теорией, Малларме на практике старается отобразить осложненную человеческую психику с помощью субъективных символов. В этот период творчества он написал немного поэзий, преимущественно сонеты, несколько стихов в прозе, раздумья об искусстве, важнейшие из которых собраны под названием «Вариации на одну тему» (1895-1896), и перевел прозой стихи Э. По.
В 1876 г. отдельным изданием с рисунком Эдуарда Мане тиражом 195 экземпляров он выпустил свою известную эклогу «Полдень фавна». Слава к Малларме (но в узком кругу почитателей его таланта) пришла в середине 80-х годов. В этом положительную роль сыграли восхищенная статья Берлена из цикла «Проклятые поэты» и роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот», герой которого, утонченный ценитель красоты Дее Эссент, зачислил Малларме к числу своих литературных кумиров. Вместе с Малларме мы погружались в сверхчувствительный мир, где деньги, почет, аплодисменты не имели никакого значения… Из его уроков я вынес отвращение к поверхностности, к самодовольству, ко всему, что обольщает и соблазняет как в литературе, так и в жизни».
В 1885 г. вокруг Малларме, теоретика и учителя, сплачивается большая группа поэтов, которые объявили себя сторонниками нового направления в литературе — символизма. Снова оживляется его творческая деятельность: продолжая работать над Книгой, он вместе с тем печатает несколько циклов эссе, а также ряд новых стихов. В 1887 году в изысканном оформлении, количеством лишь 47 экземпляров выходит первый сборник стихов поэта. Всего того, что нравилось большинству читателей, эта поэзия была лишена: ни красноречия, ни глубокомысленных сентенций, ни наименьшей уступки обычным формам, ни частицы того «слишком человеческого», что губит столько стихов. Манера высказывания каждый раз неожиданная, язык, лишен спесивости и экзальтированного лиризма. В нем отсутствовали легкомысленные повороты и везде он отвечал требованиям мелодичности, — вот некоторые особенности его поэтического почерка.
В 1896 г. товарищи по перу объявляют Малларме «Королем поэтов». Он наследует этот титул от П. Верлена, который уже ушел из жизни. Это была своеобразная награда за бесконечные ночи изнурительной работы, за упрямые, тяжелые поиски совсем нового поэтического языка, когда на шлифование одного сонета шли не годы, а десятилетия, а на написание драматической поэмы «Иродиада» не хватило целой жизни. Малларме умер 9 сентября 1898 г., так и не дописав своей Книги, о которой мечтал вся жизнь.
Он оставил после себя тоненькую книжку из 65 стихов, каждый из которых достойный многих больших томов. Недаром объем критической литературы о писателе в сотни раз превышает написанное им. Все творчество Малларме обозначено духовным конфликтом с окружающим миром, с французским обществом второй половины XIX ст., хотя этот конфликт не имел ярких проявлений в биографии художника, в отличие от других писателей.
Творчество французского поэта-символиста Стефана Малларме