Урок для 4 класса по теме: «Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир»
4 класс, I четверть, 2-3 уроки
Тема года. Каждый народ — Художник
Тема четверти. Истоки родного искусства
Тема уроков. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир
Задачи урока
Воспитывать чувство любви к родному краю, к его традициям и народной культуре.
Развивать творческую и познавательную активность.
Привлечь внимание к красоте построек из дерева в русской деревне.
Познакомить с узорочьем русских построек .
Формировать практические навыки работы в конкретном материале , умение передавать единство формы и декора избы .
Развивать умение работать в коллективе.
Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей; шаблоны-развертки для выполнения модели избы .
Зрительный ряд : Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема; И. Левитан. Золотая осень. Слободка.; В. Стожаров. Северная деревня; Село Андрейково; Ап Васнецов.
Заречная слободка. Берендеевка. Фотографии русских деревень.
Видеоклип «Кижи — восьмое чудо света».
Литературный ряд: С. Есенин «Эта улица мне знакома», Н. Мрыхин «Деревня»
Музыкальный ряд : русские народные песни; Видеоклип «Кижи — восьмое чудо света»; песня «Деревенька моя»
План урока 2
Беседа о традициях русского зодчества.
Знакомство с основными элементами русского жилища.
Постановка художественной задачи с демонстрацией видеоклипа «Кижи — восьмое чудо света».
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.
Ход урока
Организационный момент
Вводная беседа учителя
Звучит Песня «Деревенька моя».
Учитель: Сколько нежности и любви к родному краю чувствуется в каждой строке этой песни. «Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека.
Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева.
Отсюда и слово «деревня». Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица». Избы в селах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце — как теплый светящийся мед. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.»
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: Каждый народ — художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004,стр. 20-21
Знакомство с основными элементами жилища
Учитель обращает внимание детей на слова, выписанные на доске И предлагает найти толкование этих слов, пользуясь текстом учебника «Каждый народ — художник» стр.22-24. Проверка выполненной работы, уточнение определений и их запись в словарь.
Учитель: В чем мудрость деревенской постройки? Сравните ели зимой и крыши изб, ажурность северных лесов, узорочье листьев и декор изб. Какие образы чаще всего встречаются в традиционных украшениях? Что помогало мастерам создавать узоры для украшения изб?
Какую часть избы украшали наиболее пышно?
Урок для 4 класса по теме: «Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир»