Урок — «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы
I. «Горе от ума». Обзор содержания
Для проверки знания содержания пьесы можно использовать задание расставить основные события пьесы в хронологическом порядке, например:
Разговор Фамусова с Лизой, Софьей и Молчалиным о воспитании, снах и деловых бумагах.
Приезд Чацкого.
Разговор Чацкого, Фамусова и Скалозуба о службе и наградах.
Диалог Молчалина и Чацкого о добродетелях.
Бал у Фамусова.
Сплетня о безумии Чацкого.
Отъезд гостей.
Разговор Чацкого и Репетилова.
Прозрение Софьи.
Отъезд Чацкого из Москвы.
Учащимся нужно предложить неверный порядок сцен, чтобы их правильная расстановка помогла вспомнить содержание пьесы, основные сюжетные линии.
Во вступительном слове учитель расскажет о замысле комедии, об особенностях ее сюжета и жанра, о сходстве с пьесой Мольера «Мизантроп». (Эта информация изложена в учебнике.)
Особенно важно при анализе комедии актуализировать ее социально-нравственный аспект и общечеловеческое значение.
II. Чтение ключевых сцен пьесы
Инсценирование или чтение по ролям ключевых сцен пьесы и их обсуждение организуется в группах.
Группа 1. Действие I, явление 7: Завязка действия — приезд Чацкого в дом Фамусова.
1) Какие причины объясняют настроение Софьи и
Чацкого в сцене их первой встречи?
2) Какой видится Чацкому Москва? Почему?
Группа 2. Действие II, явление 2: Начало конфликта ме Жду Чацким и фамусовским обществом.
Каковы жизненные идеалы Фамусова?
Как к ним относится Чацкий?
Группа 3. Действие III, явление 3: Различие жизненных идеалов Чацкого и Молчалина.
Какие качества ценит в людях Молчалин? Что ему нужно для счастья?
Каковы жизненные принципы Чацкого?
Группа 4. Действие III, явление 21: Кульминация пьесы — известие о безумии Чацкого.
Как распространялась сплетня о безумии Чацкого?
Почему каждый из героев якобы видел «безумие» в разных проявлениях поведения Чацкого?
Группа 5. Действие IV, явление 12: Начало развязки — прозрение Софьи.
Почему Софья узнает о низком поведении Молчалина из его собственных слов?
Каковы роли Лизы и Чацкого в этой сцене?
Итоговые вопросы
Чем заканчивается пьеса и каков пафос ее финала?
В чем основной конфликт комедии?
Что в сюжетных коллизиях обсуждавшихся сцен близко читателю XXI века?
III. Особенности композиции комедии
Итог урока
Чацкий находится в противоречии с обществом, поэтому герои комедии делятся на два лагеря. В одном из них Чацкий и внесценические образы, идейно близкие ему, в другой — фамусовское общество, хотя в нем есть люди, например слуги, которые живут по законам народной нравственности.
В комедии две линии: любовная и общественная, но по ходу действия они сливаются. Диалоги героев чередуются с обширными монологами, где напрямую высказываются мировоззренческие позиции героев и автора. В пьесе множество внесценических образов, о которых упоминают действующие лица, что придает драматическому действию широту и правдивость.
Домашнее задание
Подготовить план рассказа о жанре, сюжете и композиции комедии. Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве.
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение на тему «Говорящие имена и фамилии в комедии «Горе от ума»» или словарик историко-культурных реалий к первому действию комедии, используя материалы книги А. А. Кунарева «Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий»1.
Урок — «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы