• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Конспекты уроков > Урок – “Горе от ума”. Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы

 

Урок – “Горе от ума”. Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы

I. “Горе от ума”. Обзор содержания

Для проверки знания содержания пьесы можно использовать задание расставить основные события пьесы в хронологическом порядке, например:

Разговор Фамусова с Лизой, Софьей и Молчалиным о воспитании, снах и деловых бумагах.

Приезд Чацкого.

Разговор Чацкого, Фамусова и Скалозуба о службе и наградах.

Диалог Молчалина и Чацкого о добродетелях.

Бал у Фамусова.

Сплетня о безумии Чацкого.

Отъезд гостей.

Разговор Чацкого и Репетилова.

Прозрение Софьи.

Отъезд Чацкого из Москвы.

Учащимся нужно предложить неверный порядок сцен, чтобы их правильная расстановка помогла вспомнить содержание пьесы, основные сюжетные линии.

Во вступительном слове учитель расскажет о замысле комедии, об особенностях ее сюжета и жанра, о сходстве с пьесой Мольера “Мизантроп”. (Эта информация изложена в учебнике.)

Особенно важно при анализе комедии актуализировать ее социально-нравственный аспект и общечеловеческое значение.

II. Чтение ключевых сцен пьесы

Инсценирование или чтение по ролям ключевых сцен пьесы и их обсуждение организуется в группах.

Группа 1. Действие I, явление 7: Завязка действия – приезд Чацкого в дом Фамусова.

1) Какие причины объясняют настроение Софьи и

Чацкого в сцене их первой встречи?

2) Какой видится Чацкому Москва? Почему?

Группа 2. Действие II, явление 2: Начало конфликта ме Жду Чацким и фамусовским обществом.

Каковы жизненные идеалы Фамусова?

Как к ним относится Чацкий?

Группа 3. Действие III, явление 3: Различие жизненных идеалов Чацкого и Молчалина.

Какие качества ценит в людях Молчалин? Что ему нужно для счастья?

Каковы жизненные принципы Чацкого?

Группа 4. Действие III, явление 21: Кульминация пьесы – известие о безумии Чацкого.

Как распространялась сплетня о безумии Чацкого?

Почему каждый из героев якобы видел “безумие” в разных проявлениях поведения Чацкого?

Группа 5. Действие IV, явление 12: Начало развязки – прозрение Софьи.

Почему Софья узнает о низком поведении Молчалина из его собственных слов?

Каковы роли Лизы и Чацкого в этой сцене?

Итоговые вопросы

Чем заканчивается пьеса и каков пафос ее финала?

В чем основной конфликт комедии?

Что в сюжетных коллизиях обсуждавшихся сцен близко читателю XXI века?

III. Особенности композиции комедии

Итог урока

Чацкий находится в противоречии с обществом, поэтому герои комедии делятся на два лагеря. В одном из них Чацкий и внесценические образы, идейно близкие ему, в другой – фамусовское общество, хотя в нем есть люди, например слуги, которые живут по законам народной нравственности.

В комедии две линии: любовная и общественная, но по ходу действия они сливаются. Диалоги героев чередуются с обширными монологами, где напрямую высказываются мировоззренческие позиции героев и автора. В пьесе множество внесценических образов, о которых упоминают действующие лица, что придает драматическому действию широту и правдивость.

Домашнее задание

Подготовить план рассказа о жанре, сюжете и композиции комедии. Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве.

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение на тему “Говорящие имена и фамилии в комедии “Горе от ума”” или словарик историко-культурных реалий к первому действию комедии, используя материалы книги А. А. Кунарева “Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”: Комментарий”1.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Урок – “Горе от ума”. Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы

Другие сочинения по теме:

  1. Фамусовская Москва в комедии “Горе от ума” Интересно, что еще в 1818 году, то есть до появления пьесы, Грибоедов писал С. Н. Бегичеву: “В Москве все не...
  2. Как я понимаю название пьесы “Горе от ума” Название первой редакции комедии было другое – “Горе уму”. Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек,...
  3. Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый...
  4. Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии “Горе от ума” “Горе от ума” – это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого...
  5. Сущность грибоедовского замысла пьесы “Горе от ума” Образ Чацкого придает гениальному творению Грибоедова не только национально-историческое значение. Подобно шекспировскому “Гамлету” или “Дон Кихоту” Сервантеса, “Горе от ума”...
  6. Героиня комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С. Пушкин...
  7. Главный конфликт пьесы “Горе от ума”: Чацкий фамусовские идеалы и принципы Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его общественных надежд, сознание того, что он оказался отвергнутым в своих лучших...
  8. Преодоление канонов классицизма в комедии “Горе от ума”. Язык комедии Грибоедова Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии “Горе от ума”...
  9. Основной конфликт комедии “Горе от ума” конфликт просвещения и крепостничества Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общества, против сословных привилегий и крепостной...
  10. Портретная характеристика персонажей пьесы “Горе от ума” Людям свойственны не одни пороки и не одни добродетели, как это изображено драматургами XVIII в. Персонажи “Горя от ума” раскрываются...
  11. Характеристика образа Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума” Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством...
  12. Неординарное объяснение названия комедии “Горе от ума” Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на...
  13. Образ Софьи в комедии “Горе от ума” первый в литературе образ думающей женщины Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье “какую-то энергию характера” и удивился тому, что она, “не дорожа ничьим мнением”, ведет...
  14. Образ Чацкого и мое к нему отношение в комедии Грибоедова “Горе от ума” А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии...
  15. “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец...
  16. Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” В конце зимы 1824 г. в Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеянное московское высшее общество, изображенное зло...
  17. Чацкий и Молчалин Горе от ума Грибоедов А. С Чацкий и Молчалин Чацкий, наделенный темпераментом и живым умом, активно ведет борьбу с фамусовским обществом, но он не видит своего...
  18. Сочинение: Роль персонажей в комедии “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является ярчайшим примером связи литературы с жизнью общества. Злободневность произведения актуальна и по...
  19. Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов писал : “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом,...
  20. Образ Чацкого в комедии “Горе от ума”; “Главная Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” “Главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а,...
« Князь Мышкин “искренний и задушевный человек”?
Разработка классного часа. Беседа на тему: “Чудо, имя которому книга” »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения