Урок-игра по произведению И. Нечуя-Левицкого «Запорожцы»
Цель: углубить некоторые страницы жизни и творчества писателя; научить учеников творчески подходить к обработке материала; закрепить знания по теории литературы (пейзаж, портрет, гипербола, народный пересказ); оказывать содействие развитию устной связной речи; воспитывать патриотов.
Оборудование: Портрет писателя; игровые средства (номерки, вопросники, цитаты).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Основная часть.
Класс делится на две команды. За И место команда получает 11 баллов, за II место — 9 баллов.
«Историки литературы».
Задача: Дать исчерпывающий ответ на один из вопросов. В конкурсе принимают участие по одном ученику от команды. Максимальное количество баллов — 2.
Откуда родом Иван Нечуй-Левицкий? Кем работал писатель? Как называлась первая книга И. С. Левицкого? Кто был первым учителем будущего писателя?
«Теоретики литературы».
Задача: Выяснить понятие. В конкурсе принимают участие по два участники от команды. Максимальное количество баллов — 2.
Что такое пейзаж? Что называется гиперболой? Что такое портрет? Почему «Запорожцы» — это сказка? Какие ее признаки имеются в этом произведении?
«Дальше, дальше, дальше…».
Задача: Дать максимальное количество ответов за определенное время. В случае отсутствия ответа учитель говорит: «Дальше, дальше, дальше…» (как в телеигре «Счастливый случай»). В конкурсе принимает участие вся команда. За каждый правильный ответ — 0,5 балла.
Для первой команды.
1. Какая настоящая фамилия Ивана Нечуя-Левицкого? (Левицкий).
2. В какой семье родился писатель? (Священника).
3. Где родился Иван Нечуй-Левицкий? (Стеблево на Черкасщине).
4. Сколько детей было в семье Ивана Степановича? (Четверо).
5. Писал ли писатель об истории Украины? (Да).
6. Кем работал И. Нечуй-Левицкий? (Учителем).
7. Какая река протекает возле села, где родился писатель? (Рось).
8. Где жил главный герой «Запорожцев» Карп Летающий? (с. Старые Кодаки).
9. Кем был Карп Летающий? (Лоцман).
10. По какой реке плавал мальчик? (Днепр).
11. Чей это портрет: «Высокий чернявый и кудрявый… Красивый лицом, кругом красивый, еще и смелый…»? (Карп Летающий).
12. Как назывался корабль купца, который нанял мальчика? (Байдак).
13. Кто порекомендовал купцам Карпа? (Атаман).
14. Как звали атамана? (Иван Музыка).
Для второй команды.
1. Чьи это названия: Казацкий, Звонецкий, Лоцманский, Ненасытец? (Пороги).
2. Сколько порогов имел Дед? (12)
3. Что помешало Карпу на порогах? (Ветер)
4. Первое, что увидел Карп после трагедии? (Сад)
5. Какие растения преобладали в пышном саду? (Цветы)
6. Кого увидел в саду мальчик? (Два мужчины-запорожца).
7. Кто пленил эту Сечь? (Характерники).
8. Где находится это странное место? (На дне Днепра).
9. Кто это: «…Из того сада лился мужской голос, и такой красивый и звонкий!.. Кто-то пел казацкую думу, очень стариную…»? (Кобзарь).
10. К кому повели Карпа Летающего? (К гетману)
11. Чей это портрет: «…высокий как Поджигатель, красивый как Мазепа, смелый как Богдан Хмельницкий»? (Гетман).
Почему гетман не захотел обнять Карпа? (Боялся задушить от большой силы). Что держал в руках гетман? (Булаву). О чем расспрашивали запорожцы у мальчика? (Об Украине).
«Чтецы-декламаторы».
Задача: Выразительно прочитать отрывок из «Запорожцев», передав настроение. В конкурсе принимает участие один участник команды. Количество баллов — 1.
1. От слов…Когда сие где не взялась ветреная полоса… до словам…Теперь все
пропало, все погибло!
2. От слов…Вот смотрит Карп вниз… и до конца абзаца.
IV. Итог урока.
V. Д Омашняя задача.
Составить собственную версию окончания истории, описанной в «Запорожцах» И. Нечуя-Левицкого. Продолжить приключения Карпа Летающего (на выбор).
Урок-игра по произведению И. Нечуя-Левицкого «Запорожцы»