Урок на тему: «Вступление. Из песенных сокровищ»
Цель: с помощью предложенных задач выявить у учеников уровень знаний, умений и навыков по изученной теме, закрепить их; развивать внимание, память, ловкость, решительность, сообразительность, умение аккумулировать полученные знания и применять их во время выполнения задач; воспитывать настойчивость, старательность, силу воли, интерес к следствиям собственной работы, пунктуальность.
Тип урока: контроль, коррекция знаний и умений.
Оборудование: тестовые задачи и вопросы для контроля по теме.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности учеников.
III. Объяснение учителя к выполнению тематической контрольной работы.
IV. Ход контрольной работы.
I вариант.
Начальный уровень.
1. Начиная с какого столетия славяне используют бумагу для написания книг?
А) ХІІ ст.; б) Х ст.; в) ХІ с т.
2. «Ой на горе и жнецы жнут» принадлежит к песням:
А) казацким; б) чумацким; в) жатвенным.
3. Какая птица похитила миленького от молодицы («Шутливые коломыйки»)?
А) грач; б) ворон; в) орел.
Средний уровень.
4. Чем болеет Андрей, герой шутливых коломыек?
5. Назовите известные вам казацкие песни.
6. Почему художественная литература — высочайший род искусства?
Достаточный уровень.
Дайте ответ на один из вопросов.
7. Мотивируйте, почему И. Франко считает, что книга — морская глубина.
8. Докажите, что народная песня имеет не только познавательное, а и воспитательное значение.
9. Какие недостатки человеческого характера высмеиваются в шутливых коломыйках? Приведите 2-3 примера.
Высокий уровень.
Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем:
10. «В песнях оживает история моего народа».
11. «Книга — узда для тела и души».
12. «Простота и мудрость коломыек».
ІІ вариант.
Начальный уровень.
1. Какая из пословиц о книге имеет другой смысл:
А) С книгой жить — с добром дружить.
Б) В доме без книги, как без окон, темно.
В) Знание — это солнце, книга — окно.
2. Героя какой песни мать сначала прогоняла из дома, а потом звала вернуться?
А) «Ой в степи криниченька»; б) «Гул, гул по дубраве»; в) «Ой на горе и жнецы жнут».
3. Определите последнюю строку цикла коломыек «Досуг молодежи».
А) «Что-то я такая охочая в воскресенье к танцам»;
Б) «Каждый так себе поет, как ему на душе»;
В) «Так как уж у меня, молодого, болит под грудь».
Средний уровень.
4. Каким образом влияет коломыйка на ее исполнителей («Досуг молодежи»)?
5. О каких знаменитых гетманах Украины упоминается в песне «Ой на горе и жнецы жнут»?
6. Назовите функции литературы.
Дополнительный уровень.
Дайте ответ на один из вопросов.
7. Прокомментируйте высказывание Д. Павлычко о том, что жизнь без книги — дом без окон.
8. Почему, на ваш взгляд, народные песни и сейчас остаются животворным источником литературы?
9. Сравните коломыйку с народной песней.
Высокий уровень.
Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем:
10. «Песня — казна нашей мудрости, нашей истории».
11. «Большая польза бывает от учения книжного».
12. «Актуальность коломыек среди украинцев.
ІІІ вариант.
Начальный уровень.
1. Художественная литература отображает жизнь человека:
А) в наиболее общем виде; б) в динамическом развитии; в) с помощью линий и красок.
2. В какой песне рассказывается о гибели казака на Московщине?
А) «Стоит явор над водой»; б) «Ой в степи криниченька»; в) «Гул, гул по дубраве».
3. Из-за чего «четыре легиники», оборачивая сено, поубегали («Шутливые
Коломыйки»)? Так как:
А) захотелось спать; б) решили пойти выкупаться в пруду; в) зашелестела мышь.
Средний уровень.
4. Какой вред нанес овощу герой шутливых коломыек?
5. Какие жанры социально-бытовых песен вам известны? Назовите их.
6. Когда появились первые печатные книги на Украине?
Достаточный уровень.
Дайте ответ на один из вопросов.
7. Обоснуйте бытование народной мысли: «Кто много читает, тот много и знает».
8. Выскажите собственную точку зрения относительно исторического возникновения коломыек как песенного жанра.
9. Мотивируйте, почему говорят, что песня — это душа народа.
Высокий уровень.
Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем.
10. «Народ — творец украинской песни».
11. «Книга — источник мудрости».
12. «Коломыйка — неотъемлемый спутник будней и праздников украинского народа».
IV. Итог урока.
V. Домашняя задача.
Подготовить мини-доклад о биографии И. Франко, знать идейно-художественное содержание І, ІІ разделов произведения писателя «Захар Беркут».
Урок на тему: «Вступление. Из песенных сокровищ»