Урок химии для 11 класса на тему «Классификация химических реакций»
Урок химии для 11 класса на тему «Классификация химических реакций»
Цель : систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.
Образовательные задачи:
Повторить и обобщить сведения о классификации химических реакций;
Рассмотреть законы сохранения массы веществ и энергии при химических реакциях как частный случай проявления всеобщего закона природы
Воспитательные задачи :
Доказать ведущую роль теории в познании практики;
Показать учащимся взаимосвязь противоположных процессов;
Доказать материальность изучаемых процессов;
Развивающие задачи:
Развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации.
Тип урока : урок комплексного применения знаний.
Оборудование:
Компьютер;
Медиапроектор;
Экран;
Таблицы: «Закон сохранения энергии», растворимость солей и оснований в воде;
Графопроектор;
Аудиозапись;
Весы и разновесы, конические колбы 2 шт., пробирки, чашка Петри;
Химические реактивы: натрий , кристаллы хлорида меди , цинк металлический, соляная кислота, нитрат серебра, хлорид кальция, сульфат натрия, хлорид бария.
На столе у учащихся:
Реактивы;
Инструкция по проведению химического практикума;
Учебник «Химия — 11», автор: О. С. Габриелян;
Рабочая тетрадь.
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.
Учитель: В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них? Как биологам удается ориентироваться в многообразии живых организмов?
Ответ: В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.
Учитель: Тема урока «Классификация химических реакций».
Цель занятия: систематизировать знания о классификации химических реакций
Проверка знаний учащимися фактического материала
Фронтальная беседа
1. Что называется явлением? .
2. В чем разница между химическими и физическими явлениями? .
3. Какие уровни организации вещества затрагиваются при химических реакциях? .
4. Что же такое химическое явление? называется процесс превращения одних веществ в другие, отличающиеся от исходных составом и свойствами).
5. По каким признакам можно судить о прохождении именно химической реакции? .
6. Какие условия необходимы для протекания химической реакции? .
Демонстрационный опыт : медленное растворение кристаллов хлорида меди
7. Какое явление физическое или химическое вы наблюдали? По каким именно признакам вы определили, что произошло именно это явление?
Задание: Сделайте вывод о возможности протекания различных процессов.
Вывод: В результате взаимодействия различных тел и веществ могут одновременно протекать различные процессы.
Проверка знаний учащимися основных понятий, законов, теорий, умений объяснять их сущность.
Учитель : Объясните сущность протекания химических реакций.
Учитель : Кем и когда была установлена эта закономерность? .
Учитель: Давайте перелистаем страницы истории химии на 2, 5 века назад и вспомним эксперименты некоторых ученых. Демонстрация опыта доказывающий закон М. Ломоносова. Опыт выполняет ученик.
Необходимое оборудование: весы, разновесы, конические колбы с растворами хлорида бария и сульфата натрия.
Проверка глубины осмысления знаний, степени обобщения.
Учитель: При изучении курсов неорганической и органической химии мы изучили множество химических реакций. Какие признаки могут быть выделены при классификации химических реакций?
Ответ учащихся:
1) количество и состав исходных и конечных веществ; 2) изменение степени окисления; 3) тепловой эффект; 4) участие катализаторов; 5) обратимость реакции; 6) исходное состояние реагирующей системы; 7) механизм химической реакции .
Вам необходимо заполнить таблицу, которая поможет систематизировать известные реакции
КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Признак классификации | Тип реакции | Пример |
1. | Соотношение исходных и конечных веществ |
2. | Наличие окислительно-восстановительного процесса |
3. | Тепловой эффект |
4. | Участие катализатора |
5. | Обратимость реакции |
6. | Исходное состояние реагирующей системы |
Учащиеся проверяют правильность выполнения работы
КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Признак классификации | Тип реакции | Пример | |
1. | Соотношение исходных И конечных веществ | CaO+H2O=Ca 2 | |
2H2O=2H2+O2 | |||
CuCl2+Zn=Cu+ZnCl2 | |||
NaOH+HCl=NaCl+H2O | |||
Бутан = изобутан | |||
Аллотропного превращения | 3O2=2O3 | ||
2 | Наличие окислительно-восстановительного процесса | Окислительно — восстановительная | Zn0+2H+Cl =Zn+2Cl2+H20 |
Без изменения степени окисления | CaCO3=CaO+CO2 | ||
3. | Тепловой эффект | 2HgO=2Hg+O2-Q | |
CH4+2O2= CO2+H2O+Q | |||
4. | Участие катализатора | C2H2+HOH= Hg2+=CH3COH | |
2Ca+O2=2CaO | |||
5. | Обратимость реакции | SO2+H2O= H2SO3 | |
BaCl2+Na2SO4 =2NaCl+BaSO4 | |||
6. | Исходное состояние Реагирующей системы | N2+O2=2NO | |
P2O5+3H2O =2H3PO4 |
Этап релаксации.
Звучит музыка, предлагаю учащимся закрыть глаза, расслабиться. .
Применение знаний учащихся в стандартных условиях
Задание 1: Пронаблюдав химические эксперименты, вам необходимо записать уравнения соответствующих реакций в тетрадь, дать ей характеристику устно .
Демонстрация опыта: взаимодействия натрия с водой в чашке Петри .
Задание 3: Дайте характеристику реакции .
«… Она вынула из уха одну их тех жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли…»
Учащиеся выполняют Химический Эксперимент И делают записи в тетрадях.
CaCO3+2CH3COOH= 2Ca+ H2CO3
Задание 4: Дайте характеристику реакции горения древесины.
Приложение 1.
Задание 5: Какие явления происходят при этом, почему?
Приложение 1.
Применение знаний в нестандартных условиях.
Химический практикум
Учитель : Соблюдая правила техники безопасности, практически осуществить данное превращение, используя имеющиеся у вас на рабочих стола реактивы. .
Провести опыты: взаимодействия цинка с соляной кислотой, затем соляной кислоты с нитратом серебра. В результате наблюдений записать уравнение химической реакции и дать их характеристику. Обсуждение результатов.
Закрепление знаний с проверкой, анализом, оценкой выполненных заданий
Тестирование с использованием компьютера .
Итоги урока, оценки за урок.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Приложение 2.
I вариант
Даны фрагменты уравнений химических реакций
1. ……… = 2KOH+H2+Q
2……….. = 2HI-Q
3. ……… = CaO+CO2-Q
4.2AgNO3+CaCl2=Ca 2+2 AgCl
5.2SO2+O2-……+Q
1) Выберите уравнения эндотермических реакций.
2) Выберите уравнение химической реакции, соответствующей характеристике: реакция разложения, эндотермическая, некаталитическая, идущая без изменения степени окисления атомов химических элементов.
3) Найдите уравнение реакции обмена, идущей до конца вследствие образования осадка.
4) Выберите уравнение химической реакции замещения.
5) Найдите уравнение обратимой каталитической реакции.
II вариант
Даны фрагменты уравнений химических реакций
1. 2HgO = 2Hg+O2-Q
2…….. = 2KOH+H2+Q
3.2SO2+O2-……+Q
4…….=ZnCl2+Cu
5. NH4Cl+NaOH=NaCl+NH3+H2O
1) Выберите уравнения экзотермических реакций.
2) Выберите уравнение химической реакции, соответствующей характеристике: реакция разложения, эндотермическая, некаталитическая, обратимая, окислительно-восстановительная.
3) Найдите уравнение реакции обмена, идущей до конца вследствие образования газа.
4) Выберите уравнение химической реакции замещения.
5) Найдите уравнение обратимой каталитической реакции.
Урок химии для 11 класса на тему «Классификация химических реакций»