Устарела ли проблема «отцы» и «дети» сегодня?
В романе » Отцы и дети » И. С. Тургенева, изданном в 1862 году , раскрывается проблема, которую можно назвать » вечной». Она заключается в конфликте разных поколений, представители которых абсолютно по-разному смотрят на жизнь, на людей и их отношения, у которых абсолютно разные жизненные идеалы, убеждения и принципы. Поколение «отцов», представленное в романе братьями Кирсановыми, родителями Базарова и другими менее значительными персонажами романа, чувствует, что их время уходит, на смену им идет молодое поколение, «дети» — Евгений Базаров, Аркадий… Конечно, «отцам» хотелось, чтобы в жизни все оставалось по-прежнему на своих местах, чтобы общество жило, опираясь на принципы, выработанные ими, в первую очередь — в государственном устройстве. А » дети » как раз на это государственное устройство и посягают! .
Какой стороны жизни ни коснись, главные герои романа разночинец Евгений Базаров и аристократ Павел Кирсанов имеют абсолютно противоположную точку зрения, спорят, обвиняют друг друга и даже стреляются на дуэли… Конечно, всей душой писатель-либерал Тургенев на стороне «отцов», но что-то и в позициях «детей» ему симпатично. Кто же в этом споре героев победитель? Почему нигилиста Базарова, который все отрицает, не считается ни с какими авторитетами, обо всем имеет свое мнение, Тургенев приводит к смерти, заставляя его испытать многое из того, во что не верил и что отрицал: любовь, искреннюю привязанность и жалость к родителям, горькое сожаление о своей ненужности России, которой мечтал послужить: «…думал: обломаю дел много, не умру, куда!
Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача этого гиганта как бы умереть прилично…» Конечно, это мысли не победителя! Но ведь и Павла Петровича Кирсанова с его «принципами » и » знанием народа » автор приведет к одиночеству на чужой земле, » …где жить ему тяжело, тяжелей, чем он сам подозревает…» За кем же тогда правда жизни, или в этом вечном споре «отцов» и » детей » нет победителей?
Победитель есть — это сама жизнь, движущей силой которой является молодость, » дети «. На смену Базарову и Павлу Петровичу придут дети Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. Бог знает, какие у них будут взгляды, идеи и принципы, может, и на них будут обижаться и с ними будут спорить «отцы», а «дети «, стремясь к свободе, будут строить мир по-своему. И мир этот будет далеко не совершенный, но другой, новый, такой, каким его видят молодые.
С этим не приходится спорить. Как бы не сопротивлялись напору молодых » отцы», но с каждым новым поколением мир меняется. В этом вечном конфликте «отцов » и » детей» — залог развития человеческого общества. Когда-то древний иудейский историк Иосиф Флавий сетовал на молодых людей своего времени: » Молодежь относится к нам свысока и не желает внимать наставлениям нашим «.
А мудрый Сократ писал с горечью: » Нынешняя молодежь любит только роскошь. Ее отличительная черта — дурные манеры. Она презирает авторитеты и спорит с родителями».
Я думаю, что наши родители охотно подписались бы под этими словами. Ведь мы тоже спорим, не соглашаемся, конфликтуем. И не только о том, во что одеться, что читать и читать ли вообще, кого любить и куда идти учиться. И сегодня, как во все времена, молодежь не соглашается со взрослыми и в вопросах социального и государственного устройства , и в некоторых моральных вещах . Мудрая жизнь все и всех расставит по своим местам.
Уйдет предыдущее поколение — придет новое и, обязательно споря и не соглашаясь с «отцами», построит свой, будем надеяться, лучший мир. Но очень хотелось, чтобы из него не ушло то доброе, мудрое, вечное, что создали своей жизнью наши отцы и деды.
Автор: Кулакова Дарья, учащаяся 10 «Б» класса государственного учреждения образования «Средняя школа № 20 г. Гродно», Республика Беларусь
Устарела ли проблема «отцы» и «дети» сегодня?