Устный экзамен как итог литературного образования
Статья Ирины Коган пришла к нам в редакцию еще до того, как обязательный экзамен был отменен. Публикуем ее без изменений, поскольку предложенный опыт организации выпускного экзамена может быть полезен и в условиях сдачи литературы по выбору. Более того, считаем, что, организовав экзамен «посамарски», мы существенно повысим мотивацию и учеников, и учителей — а именно о ее снижении сейчас постоянно идет речь.
Самара одной из первых попала в эксперимент по проведению выпускного экзамена по литературе. Мы уже несколько лет не пишем сочинение. В Самаре литература входит в число обязательных экзаменов, который сдают все выпускники средней школы, но саму форму сдачи этого экзамена они могут выбирать.
У нас существует три возможных варианта сдачи этого экзамена.
— В форме ЕГЭ — такая форма является обязательной для всех тех, у кого литература входит в перечень вступительных экзаменах в вуз .
— В форме реферата, который готовится заранее и проверяется независимой комиссией.
— В форме Устного экзамена по билетам в своей школе.
И хотя в городе есть педагоги, которые предпочитают «защиту реферата», совершенно понятно, что большинство школ выбирает именно последний вариант экзамена как наиболее «безболезненный» и предсказуемый.
Мы в университете Наяновой тоже проводим устный экзамен по литературе. Наше учебное заведение достаточно специфично, но оно ни в коем случае не является элитарным. При возможности для любого ребенка поступить к нам в любой класс, предварительно пройдя экзаменационные испытания, подавляющее число будущих студентов мы набираем в шесть лет.
О какой особой избранности или отборе можно в этом возрасте всерьез говорить?! Понятно, что просто хорошего развития, умения читать и считать в минимальных пределах в целом оказывается достаточно, чтобы ребенок успешно прошел вступительные испытания.
Как устроен наш экзамен?
Разработанная и предложенная нами концепция выпускного экзамена и структура экзаменационного билета носят абсолютно универсальный характер, они пригодны для любого учебного заведения независимо от его статуса, программ и местоположения. Ведь подобный экзамен в значительной степени исходит из возможностей ребенка и на его реальный уровень опирается.
И здесь очень многое зависит от позиции педагога: хочет ли он услышать на экзамене приглаженные и заученные, заранее продиктованные и отрепетированные «отличные» ответы — и тогда экзамен никому не принесет ни радости, ни удовлетворения. Или учитель действительно стремится увидеть, чего достигли Дети за годы изучения литературы, насколько они продвинулись в ее понимании, а главное — сформировались ли они как читатели.
Теперь — непосредственно об экзамене. Каждый выпускник получает билет, который состоит из трех вопросов — и уже этим он оказывается существенно сложнее, чем предлагаемый министерством традиционный билет, включающий два вопроса.
Первый вопрос представляет собой анализ незнакомого прозаического или поэтического текста. Второй вопрос связан с Государственным стандартом и включает в себя основные имена русских писателей XIX-XX веков. А в третьем вопросе выпускники рассказывают о своем любимом авторе или произведении.
На подготовку на экзамене дается один час.
Ограниченные рамки статьи не позволяют подробно рассказать обо всех вопросах нашего экзаменационного билета и о подготовке к каждому из них. Поэтому остановлюсь более подробно только на первом вопросе как на наиболее методически «новаторском» в рамках выпускного экзамена — и в то же время как на наиболее сложном и спорном, на взгляд многих коллег, впервые слышащих о такой форме экзамена по литературе.
Незнакомый текст на экзамене
Ребята заранее знают, что имеют право выбрать для анализа либо прозаический, либо поэтический текст.
Единственное, что им не известно, — что тексты они будут выбирать «в открытую». На экзамене им предоставляется возможность сделать Осознанный выбор незнакомого текста. На столе перед ними оказывается множество текстов , из которых они могут выбрать любой, предварительно с ним ознакомившись. Это становится для ребят приятной неожиданностью и, как им поначалу кажется, существенно облегчает их выбор и саму задачу анализа, поскольку появляется возможность взять тот текст, который тебе понравится или с которым захочется разобраться. Но все оказывается не так просто.
Иногда они по полчаса сидят перед текстами, листают, перечитывают и говорят, что им нравится несколько вариантов — и они никак не могут решить, какой — больше.
ПРОЗА. Если говорить об Отборе текстов для анализа, то первым критерием здесь является Объем — текст должен быть очень небольшим, не более двух-трех страниц. Минимальные его размеры не ограничены: если он чем-то интересен, в нем может быть всего лишь несколько строчек, даже одно предложение. Категорическое требование — Это не должен быть фрагмент.
Речь может идти только о законченном тексте, то есть о художественной целостности — иначе ни о каком проникновении в текст и его понимании говорить нет смысла.
Выбор текстов абсолютно произволен, достаточно широк и в значительной степени зависит от вкуса преподавателя. Единственное, на мой взгляд, условие — Он не должен быть «нарочитым» по стилю, то есть его стилистика не должна быть столь «специфической», чтобы для анализа конкретного текста ученику требовалось владение какой-то специальной информацией об особенностях художественного метода автора или о его стилевом своеобразии. Другими словами, на мой взгляд, это не должен быть текст М. Зощенко, И. Бабеля, А. Платонова или Д. Хармса.
Естественно, что рассказ для анализа, если речь идет о современных текстах, Не должен содержать всякого рода ненормативной лексики — пусть даже как «реалистическая» маркировка сегодняшних социальных явлений и современных героев . Равно как и то, что он Не должен на фабульном и сюжетном уровне Включать в себя Ситуации нравственно сомнительные или психологически одиннадцатиклассникам не понятные.
Кроме того, для экзамена Не слишком Подойдут и Постмодернистские тексты. Их анализ требует серьезных филологических знаний и навыка, предполагающего специальную подготовку. А главное — он требует большой начитанности и общекультурной, как минимум, осведомленности. Поэтому ни рассказов Вл.
Сорокина, ни рассказов В. Пелевина, ни рассказов Л. Петрушевской на экзаменах у нас, как правило, нет.
Главное — должен соблюдаться закон возрастной психологии восприятия: рассказ Должен быть доступен для понимания Школьников по той картине мира, которую автор в этом тексте создал.
Мы никоим образом не связываем предлагаемые на экзамене для анализа произведения с изученной школьной программой. Задача школьника — проанализировать собственно предложенный ему текст, никак не выводя его на общий уровень творчества художника и не пытаясь как-то связать прочитанное с тем, что выпускникам известно о творческом пути конкретного поэта или прозаика. Даже если это текст Чехова или Бунина, речь в данном вопросе идет только о самом рассказе — и больше ни о чем.
И в этом смысле никакой специальной дополнительной информации о писателе и его произведениях для анализа выпускникам не требуется. С этой точки зрения для ученика абсолютно нет разницы в подходе, например, к рассказам Чехова или Вересаева, Булгакова или Грина.
На экзамене у нас есть тексты и XIX века — Тургенева, Чехова, но большинство их из века XX — это рассказы Бунина, Куприна, Аверченко, Вересаева, Грина, Булгакова, Замятина, Набокова, А. Толстого, Пришвина.
Понятно, что отбор рассказов конца XX — начала XXI века является наиболее сложным и требует особой тщательности. Но поиски такого рода текстов в свежих журналах и разного рода прозаических сборниках оказываются результативными. Если говорить о современной прозе, это могут быть как рассказы, например, Искандера, Солженицына, Довлатова, Шаламова, Нагибина, Маканина, так и рассказы молодых и малоизвестных прозаиков, если они представляются преподавателю интересными для осмысления.
Кто-то предпочитает классические тексты, кто-то делает выбор в пользу текстов современных, кто-то ограничивается исключительно «русскоязычными» текстами, а кто-то включает в экзамен произведения зарубежных авторов — Маркеса, Зюскинда, Хемингуэя, Белля, О. Генри, Моэма, Брэдбери.
ПОЭЗИЯ. В поэтических «заданиях» разброс имен еще больший, поскольку в экзаменационный материал включаются стихотворения практически всех значительных поэтов XIX века и рубежа веков, представлен весь Серебряный век и самые различные русские поэты века XX . Перечислю лишь некоторые имена из поэзии «советского» периода: Заболоцкий, Твардовский, Пастернак, Евтушенко, Вознесенский, Тушнова, Окуджава, Кедрин, Самойлов, Слуцкий, Кирсанов, Межиров, Левитанский, Чичибабин, Высоцкий, Бродский.
Цели экзамена
Отбирая тексты, самое главное — понять, что мы хотим получить на экзамене. Не стоит завышать планку трудности текста — мы должны рассчитывать на реальные возможности ученика. Предложив ему слишком сложный текст, в котором он не сможет или не успеет разобраться, мы изначально ставим его в ситуацию проигрыша.
У нас же совсем другая задача: Создать ситуацию успеха.
Мы убеждены, что ученик действительно в состоянии за короткое время экзамена самостоятельно осмыслить незнакомый художественный текст, и хотим, чтобы он сам в этом убедился. И когда ему это удается, он испытывает ощущение настоящей победы. При этом мы не играем с ним в поддавки. Мы выбираем достаточно сложные тексты, ничего в них не «купируем» и не сокращаем.
Более того — мы изначально не задаем никаких наводящих вопросов, не предлагаем к тексту никаких заданий или пояснений — на случай возможных трудностей.
Но тем самым мы даем выпускнику полную Возможность подойти к тексту со своей собственной «меркой» , рассмотреть его в том ракурсе, который представляется ему наиболее важным и интересным или наиболее продуктивным, позволяющим выйти на смысл авторской позиции, выявить семантику художественного целого.
Конечно, есть моменты, которые ученик должен нам демонстрировать. Прежде всего, это Умение понять художественный текст и Сформулировать по его поводу некое самостоятельное Суждение. Ученик должен демонстрировать уровень освоения текста как попытку движения к постижению этой самой глубины.
Анализ должен демонстрировать наличие своей Точки зрения — это совершенно необходимо.
Экзамен должен показать умение выпускника выстроить Собственную логику осмысления текста и его анализа. В принципе, такой экзамен демонстрирует владение навыками Свободного литературоведческого анализа : «про что хочу — про то говорю, а не так, как от меня этого кто-то потребует». Мы говорим о хронотопе, а ему интересно совсем другое. Так пусть он и скажет про то, что ему реально интересно.
Одному важно заглавие, другого заинтересовал конфликт, третий не согласился с поведением героя, четвертый обратил внимание на язык. Это его право. На что обратил внимание — на этом уровне он и работает.
Кстати, на таком экзамене и проверяется Освоение литературоведческой терминологии — через ее уместное, дозированное и осмысленное использование.
Экзамен должен позволить ученику Проявить его индивидуальность и ту зрелость суждений, на которую он способен. Мы как-то забываем, что это все-таки дети семнадцати лет — кто-то быстрее развивается, кто-то — медленнее. У кого-то суждения зрелые и взрослые, а у кого-то они еще наивные и непосредственные. Потому что есть понятие психологического возраста — и нельзя от ребенка требовать, чтобы он был взрослее, чем он реально есть и может быть.
Ребенок не виноват, что он маленький. Мы должны дать ему возможность не подстраиваться под нас и писать про то, чего он не понимает, а говорить так, как он ощущает.
Такой экзамен может прекрасно показать степень Общей литературной образованности — через умение проникнуть в художественный текст, владение речью, умение аргументировать собственные мысли.
К такому экзамену не надо заниматься натаскиванием. Он не требует соответствия каким-то специальным, кем-то наверху придуманным темам или заданиям, а дает ребенку полную свободу реального творчества.
Самое важное — его можно одинаково успешно сдавать по любым программам, по любым учебникам, имеющим самые разные списки литературы, а главное — его могут спокойно сдавать дети, имеющие разную реальную начитанность. Потому что он проверяет знание не конкретных текстов или набора терминов и понятий, а проверяет Навыки чтения, интерпретации, осмысления и понимания незнакомого художественного текста.
При этом у такого экзамена не должно быть никакого обязательного литературоведческого тезауруса и никаких строгих правил анализа текста. Ребенок выйдет сам на то, на что он выйдет.
Стоит попробовать?
Проводимый нами экзамен по литературе дает очень высокие результаты: не только выпускники гуманитарных классов, но и математики, и экономисты в подавляющем большинстве сдают литературу на «пятерки». Причем это абсолютно реальные высокие результаты.
Очень важным оказывается то, что этот экзамен вызывает массу положительных эмоций у большинства выпускников. Связаны они и с подготовкой, и с самим процессом экзамена, и с его результатом.
К экзамену реально надо готовить только один вопрос. На фоне остальных экзаменов и это создает ощущение легкости подготовки. Но на самом деле все оказывается не проще, а гораздо сложнее.
Ведь подобный экзамен требует серьезной подготовки в течение всего учебного процесса.
Радость вызывает и сам экзамен — на нем интересно! Причем интересно и выпускникам, и педагогам, и отвечающим, и слушающим.
Но особенно дорог интерес ребят. Они долго и с удовольствием отвечают. Их часто невозможно остановить!
Девочка из гуманитарного класса, «увлеченный» монолог которой прервали после ее пятнадцатиминутного рассказа о незнакомом тексте, посмотрев на оставшиеся не «озвученными» листы, растерянно сказала: «И кому же теперь я все это расскажу?» И комиссия была вынуждена дать ей возможность договорить. Ну действительно, кому же она теперь все это расскажет, куда выплеснет?!
На экзамене создается совершенно поразительная атмосфера: по поводу текстов возникают какие-то вопросы, иногда начинаются дискуссии, в которые активно включаются и преподаватели, и даже «начальство», оказывающееся на экзамене. А сам анализ порой превращается в настоящий полилог. Он так «завлекает» всех присутствующих, что в него, отложив свои собственные задания, порой включаются даже те, кто еще только готовится отвечать: чаще — как слушатели, а иногда — и как активные участники обсуждения, а некоторые ребята, уже сдав экзамен, просят разрешения даже остаться в аудитории и послушать ответы одноклассников.
Школьники на экзамене позволяют себе не соглашаться с экзаменаторами и даже спорить с ними. А в процессе обсуждения ученик вдруг может сказать: «Ой, нет, я совершенно неправильно все это говорил. Я только сейчас понял, что здесь все совсем по-другому…» — и совершенно неожиданно для себя развернуть свой ответ в другую сторону.
И наконец, радость и удовлетворение у выпускников вызывает и сам итог экзамена — не только хорошая или отличная отметка, но ощущение победы, возможность быть реально успешным, сознание того, что ты сделал это сам.
Наш экзамен по литературе оказывается не просто формой контроля — на экзамене продолжается процесс постижения художественного текста и его тайн. И в этом смысле можно говорить о том, что экзамен становится и высшей, завершающей ступенью литературного обучения в школе.
Самарский муниципальный университет Наяновой в этом году отметит свое двадцатилетие. Он появился в 1988 году — в самом начале перестройки нашего школьного и вузовского образования. Его название было предложено Министерством образования для позиционирования университета как авторского — это имя автора концепции нашего университета, первого в России учреждения непрерывного образования, и его бессменного ректора Марины Венедиктовны Наяновой.
Это учебное заведение, куда дети поступают в шесть лет, проходят этап начальной школы и среднего звена, а затем, в старшем звене , они выбирают профиль своего дальнейшего обучения .
После 11-го класса они переходят в высшее звено университета и продолжают обучение на различных его факультетах, получая уже высшее образование . За эти годы университет сделал уже 16 «школьных» выпусков, 11 — «вузовских» и даже 3 выпуска аспирантуры. По разным специальностям в университете уже защищено несколько десятков диссертаций.
Условия обучения в университете достаточно специфичны. Здесь нет текущей успеваемости. В начальной школе дети учатся вообще без отметок, причем уже с 1-го класса введено предметное обучение и три иностранных языка. А с 5-го класса все ученики получают зачетные книжки и два раза в год, как настоящие студенты, сдают зимнюю и летнюю сессию — с зачетами, экзаменами, а при необходимости — с «хвостами» и пересдачами.
В течение семестра у них есть две-три зачетные или контрольные работы по ключевым темам, но текущей успеваемости в школьном звене нет в принципе. Здесь нет дневников, не вызывают в школу родителей — и они не испытывают отрицательных эмоций, когда приходят поговорить с педагогами. В университете существует система кураторства — освобожденных классных воспитателей.
Все это сводит конфликты к минимуму и создает в университете атмосферу психологического комфорта и для детей, и для педагогов, и для родителей.
Устный экзамен как итог литературного образования