В чем причина отсутствия социальных мотивов в лирике Есенина?
Ее можно объяснить по меньшей мере двумя обстоятельствами. Сборник «Радуница» складывался не без влияния того литературного окружения, в котором оказался Есенин в Петрограде. Незадолго до этого, живя в Москве, он был близок к рабочей и 507 социал-демократической среде, где начало пробуждаться его социальное сознание. Но связь эта решительно оборвалась с его переездом в Петроград. Окружение молодого поэта стало совсем иным — противоположным по своему духу и настроению: Городецкий, Клюев, литературные салоны… Эта новая среда могла только притупить социальное зрение поэта, увести его в сторону от жгучих вопросов современности. С другой стороны, нельзя оставить без внимания то, в чем признавался сам поэт, когда говорил, что он «происходит не из рядового крестьянства», а из «верхнего слоя».
В «Радунице» отразились первые детские и юношеские впечатления Есенина. Эти впечатления не были связаны с тяжестью крестьянской жизни, с подневольным трудом, с той нищетой, в которой жило «рядовое» крестьянство и которая рождала чувство социального протеста. Все это не было знакомо поэту по собственному жизненному опыту, не было пережито и прочувствовано им. Но с чем отлично был знаком Есенин с ранних лет — это картины родной природы.
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Самая сильная сторона сборника «Радуница» как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы, которую так хорошо видел и глубоко чувствовал поэт. Основная лирическая тема сборника — любовь к России. В стихах на эту тему сразу же отходили на задний план действительные и кажущиеся религиозные увлечения Есенина, ветхая христианская символика, все атрибуты церковной книжности. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» он не отказывается от таких сравнений, как «хаты — в ризах образа», упоминает о «кротком Спасе», но главное и основное в другом: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою». Сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Часто пейзаж безрадостен. Поэт с болью восклицает:
Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь.
В стихах Есенина много подобных печальных картин, которые правдиво отражали состояние деревни в царской России. И тем сильнее была любовь поэта к родному краю. Но любовь Есенина к Родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России. Он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, Моя родимая земля», — пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах», «На лазоревые ткани Пролил пальцы багрянец», вечерами встают «малиновые зори», в поле виден «зардевшийся мак»» «серебром покрылся мох» и «Опять раскинулся узорно Над белым полем багрянец».
В чем причина отсутствия социальных мотивов в лирике Есенина?