В чем смысл бунта лирического героя поэмы Маяковского «Облако в штанах»?
В. Маяковский — один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма «Облако в штанах» была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как «тринадцатый апостол» (первое название поэмы, запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую революцию. Революция для Владимира Маяковского — это разрушение старого мира во имя создания нового, гибель во имя рождения. Поэма отражала распущенную силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и уже осознающих свой путь к борьбе. Поэма была прямым откликом на империалистическую войну, хотя отдельные метафоры и сравнения были навеяны злободневностью, например:
«Тело твое я буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войной, ненужный, ничей, бережет свою единственную ногу».
В. Маяковский в поэме «Облако в штанах» стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. Поход против слабостей людей, искалеченных и оболваненных капитализмом, разоблачение иллюзий и заблуждений страдающего человека были органической частью мятежного пафоса «Облака». В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих силах, от преувеличения сил врага:
«Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв. И вот, — сначала прошелся едва — едва, потом забегал, взволнованный, четкий».
Отвлеченное противопоставление страдания счастью, исступленное воспевание страдания и жертвы врывались диссонансом в активную, бунтарскую проповедь «Облака». И для этого были свои причины. Муки труда и рабства, невежества и одичания, нищеты и моральной деградации, в которые капитализм вверг широкие трудящиеся массы, не могли пройти для них бесследно. В. Маяковский с необычайной силой утверждает — молодость нового мира, нового пути: «У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет вней! Мир против мощью голоса, иду — красивый, двадцатидвухлетний». Маяковский отвергает «старую жизнь»:
Долой вашу любовь! «Долой ваше искусство!» «Долой ваш строй!» «Долой вашу религию».
Эти четыре крика «Долой!» помогают осмыслить идейное значение поэмы. Но в реальном движении образов все четыре крика «Долой!» кричат об одном: всей своей поэмой Маяковский добирался до главного, существенного зла, раздражаясь общими бедствиями и всеми несчастиями героя поэмы.
Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны. Могучий голос поэта, выступающего от имени многих, масштаб обобщений, истинность и сила чувства рождают у Маяковского высокий стиль, торжественную интонацию. Поэма с ее прямым обращением к угнетенным и обездоленным, с ее утверждениями великой миссии поэта — апостола, с ее принципиальным противопоставлением живой разговорной речи «красивости» и выхолощенности языка декадентской литературы объективно наследовала и по-своему развивала революционно — демократические традиции, отвергнутые поэтами декаденса. Поэма «Облако в штанах» — это замечательная поэма, написанная человеком, искренне верящим в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность счастья. Именно эта искренность и является, на взгляд литературоведов, причиной того, что даже сейчас, когда общество перестраивается, жизнь меняется, поэта В. Маяковского остается прекрасным образцом художественного слова, отражая осмысление старой жизни и переход к новой.
Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как «агитатор, горлан, главарь». Он действительно шагнул к нам «через лирические томики, как живой с живыми говоря». Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш — все эти слова ассоциируются и выражают творчество поэта. Маяковский — поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он, как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свои ритм и рифма.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Он принял революцию и был целиком захвачен событиями связанными с нею. Перед ним была ясная гражданская позиция и творческий порыв художника, решившего поставить свое искусство на службу революции. С необычайной силой развернулось в это время многогранное дарование поэта; он пишет стихи, пьесы, киносценарии, рисует плакаты, выступает со статьями и докладами о искусстве. Стихи Маяковского полны радостного чувства, прославляют победу революционного народа. Как человек талантливый и многогранный он проверял себя: так ли и то ли он делает и иногда приходило чувство неудовлетворенности, какая-то тоска, которую он смирял «становясь на горло собственной песне».
История лошади это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать ее. У Маяковского на первом плане стоит его собственное лирическое «я». Без преувеличения можно сказать, что плачущая лошадь — своеобразный двойник автора:
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый по-своему лошадь.
А последние строчки:
И все ей казалось-
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
Это уж, вне всякого сомнения, о себе: измученный поэт находит силы встать и опять приняться за дело. И не случайно лирический герой противопоставлен в стихотворении глумящимся «зевакам»:
За зевакой зевака,
штаны, пришедшие
Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех звенел и звякал
Маяковский и здесь делает себе саморекламу, неотъемлемую от лирического самосознания:
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
В этом стихотворении автор довольно аскетичен в выборе образных средств, он не может полностью отказаться от своих излюбленных экстравагантных метафор. В начале текста выстроен следующий образный ряд: » улица», которая «ветром опита» и «льдом обута», после нашествия зевак, пришедших «клешить» ей уже свои штаны, «опрокинулась» и «течет по своему». Здесь тропы мало, что сообщают о сущности авторской идеи — они имеют функцию «ввода» в авторскую модель действительности.
Основную же нагрузку несут глаголы действия. В принципе, сюжет стихотворения можно описать при помощи цепочки глаголов, выбранных из текста: «грохнулась» — «сгрудились» — «подошел»- «рванулась» — «пошла» — «пришла» — «встала (в стойло)». С помощью графики, разбитый на интонационные отрезки, стих придает поэтической речи свободную непринужденность. Богат репертуар использованных автором рифм: здесь есть и усеченные неточные (плоше — лошадь, зевака — зазвякал), и неравносложные (в шерсти — в шелесте, стойло — стоило), и составные ( в вой ему — по-своему, один я — лошадиные, в няньке — на ноги), и даже одна омонимическая («пошла» — краткое прилагательное и «пошла» — глагол).
Очень интересна первая строфа, знаменательные слова («Гриб. Грабь. Гроб. Груб.»), полностью утеряв свое лексическое значение, выступают в звукоизобретательной функции. Я неоднозначно отношусь к Маяковскому: мне что-то нравится у него, но что-то и не приемлю. В этом стихотворении меня привлекает то, что свою достаточно чувствительную натуру Маяковский обуздал, как лошадь и свою звериную тоску умел скрыть глубоко в себе. Он очень резко относился к окружающим, которым не понятны ни собачье горе, ни лошадиные слезы. Мне близок его оптимизм: в самых трудных жизненных ситуациях Маяковский умел быть энергичным, бодрым и жизнерадостным. И замечательные строки стихотворения «и стоило жить, и работать стоило» я хочу взять девизом для своей будущей взрослой жизни.
В чем смысл бунта лирического героя поэмы Маяковского «Облако в штанах»?