• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

 

Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Творчество любого символиста уходит своими корнями в философию, потому как создаваемые им образы-символы вбирают в себя многосложные авторские преставления об окружающей действительности, требующие размышлений. Эти «беспредельные в своем значении» символы заставляют задуматься и о «вечных» вопросах, затрагиваемых в произведениях. Немало таких вопросов и в своеобразном творческом итоге Блока — поэме «Двенадцать».

Так как поэма посвящена отображению революционной эпохи, времени противопоставления старого и нового режимов, то логично предположить, что одним из центральных «вечных» вопросов поэмы является борьба старого мира с новым. Причем поэт рассматривает его гораздо глубже уровня борьбы добра со злом, белого с черным. Безусловно, чисто внешнее сопоставление старого мира с черным цветом и нового с белым присутствует, но Блок не стремится поставить на черных клеймо абсолютного зла, а на белых — абсолютного добра.

Он пытается констатировать факт, что старое общество отмирает, оно уже не имеет прочного основания, так как представители его не способны что-либо изменить. Старушки, буржуи, писатели-витии, попы, барыни в каракуле, гулящие женщины, бродяги — вот, что осталось от «Святой Руси». Это уже даже и не «зло», а его слабый отголосок, с которым легко может справится новое общество, наполненное «святой злобой» на тех, кто противостоит ему.

Так, вопрос добра и зла, нового и старого, черного и белого получает в поэме социальное объяснение. В меняющихся общественных условиях изменяется в поэме и образ «Вечной Женственности», проходящий через все творчество Блока. Изначально это образ «Прекрасной Дамы», олицетворяющий возвышенную мечту о великой и вечной любви.

Это образ, окутанный «тайной», потусторонний образ. На смену ему приходит «потусторонняя» женщина, земная, даже падшая, но не теряющая для Блока прелести и все также окутанная тайной. В поэме «Двенадцать» эти два образа потусторонней и посюсторонней Женственности находят отражение в образе Катьки, падшей женщины, и в символе непорочности — «белом венчике из роз».

Катька умирает, а это ознаменовывает собой определенное решение вопроса «Вечной Женственности» Блоком. Он с помощью символа «венчика из роз» утверждает, что в конце всего останется только высший, потусторонний идеал. С любовной темой связан также «вечный» вопрос греха и покаяния. Образы Катьки и Ваньки являются как бы искусителями Петрухи, идущего к светлой цели — осуществлять революцию.

В конечном счете, поддавшись искушению, он убивает Катьку, свою возлюбленную, тем самым освобождаясь от искушения и снова вставая в ряды своих товарищей-красноармейцев. Получается, что избавится от искушения можно, только поддавшись ему? Да, так бы был решен вопрос, если бы в поэме не было Иисуса Христа — символа будущего, оправдывающего настоящее. Именно этот образ подсказывает Петрухе, следующему вместе с товарищами за Ним, раскаяться в совершенном преступлении, чтобы войти в будущее очищенным от греха.

Примечательно то, что видимый для нас образ Христа не видим для красноармейцев, идущих за ним, потому что их эпоха — это эпоха разрушения всех традиций и веры в Бога. Именно поэтому, кроме Петрухи, осознавшего свой грех, никто не чувствует себя виновным в смерти Катьки. На примере Петрухи Блок показывает, что внутри каждого человека есть божественная частичка, которая помогает ему изменить себя. Так разрешает Блок проблему становления нравственной личности. В своей поэме Блок затрагивает и еще один «вечный» вопрос, ответ на который пытаются дать до сих пор многие ученые в разных областях знаний.

Это вопрос о сущности божества, возникающий в финале поэмы с появлением образа Иисуса Христа. Для Блока это не конкретная личность из плоти и крови. Это высшая духовная сила, несущая в себе Абсолютную истину и Высшую справедливость. Это сила, способствовавшая внутреннему перерождению Петрухи.

Это идеал будущего, к которому стремятся герои поэмы — двенадцать каторжников, по сути. Это символ Высшего милосердия по отношению ко всем людям, что ярко проявляется в том, что Иисус ведет за собой именно людей «без креста», не узнавших его и стрелявших в него. Для Блока Иисус — это нравственный эталон человеческого бытия, заключенный в великом и всепобеждающем чувстве любви. Христос в понимании поэта — это также символ «Вечной Женственности» с ее «нежной поступью надвьюжной», символ богатства и артистизма человеческой натуры.

Одним словом, поэт в этом божественном образе запечатлевает все свои представления об идеале человеческих стремлений. Итак, поразмышляв над «вечными» вопросами, освященными Блоком в «Двенадцати», действительно убеждаешься в том, что эта поэма — своеобразный итог его творчества, так как в ней поэт обобщает множество философских решений тех или иных проблем, занимающих важное место в его поэзии.



Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Другие сочинения по теме:

  1. Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Источником образности всей поэзии символизма является символ. Поэты этого литературного течения считали образ-символ лучшим средством изображения действительности, так как наряду...
  2. Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В это время в стране постепенно устанавливается власть...
  3. Образ революционной эпохи в поэме А. Блока «Двенадцать» Долгое время советские критики хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А....
  4. Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Александр Блок — автор первой советской революционной поэмы под названием «Двенадцать». За двадцать лет поэтической деятельности Блок проделал долгий и...
  5. Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Переделать все. Устроить так, чтобы все стало Новым; чтобы лживая, грязная, скучная, Безобразная наша жизнь стала справедливой, Чистой, веселой и...
  6. Символика и ее роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэма А. Блока «Двенадцать» вызвала широкий резонанс. Это объясняется, в том числе, многозначностью и символическим подтекстом произведения. В своей поэме...
  7. Сочинение на тему: Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей...
  8. Прием контраста в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Сюжет поэмы Блока «Двенадцать» строится на художественных ассоциациях, исключающих подробные мотивировки перехода от одних ситуаций к другим. Такой лаконизм стиля...
  9. Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой. А. Блок...
  10. Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Поэтический мир Блока — это нелегкий путь поиска истины, стремление найти идеал, попытка обрести гармонию небесного и земного. Написанная в...
  11. Основа конфликта в поэме Блока «Двенадцать» Имя Александр Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, прийдя в Россию из Западной Европы...
  12. Сочинение по поэме А. Блока «Двенадцать» Поэма А. Блока » Двенадцать » была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение...
  13. Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать» Сочинения по литературе: Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэму Блока «Двенадцать» долгое время считали произведением, посвященным исключительно...
  14. Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» За восемьдесят с лишним лет размышлений над финалом поэмы Блока «Двенадцать» накопилось множество работ исследователей его творчества. Внести что-то новое...
  15. На тему «Лирика А. Блока» Назовите ведущие темы и расположения духа лирики А. Блока. 2. В какой родственной атмосфере рос А. Блок? Как семейные традиции...
  16. Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» В октябре 1918 года поэт М. Волошин писал: «Поэма «Двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя...
  17. Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию Формирование гражданской позиции поэта на протяжении всего творческого пути. Неосознанное предчувствие грядущих общественных перемен в юношеской лирике. Усиление гражданских мотивов...
  18. Особенности композиции поэмы А. Блока «Двенадцать» И опять идут двенадцать… А. Блок Поэму «Двенадцать», написанную в начале 1918 года, А. Блок всегда считал одной из своих...
  19. «Эпиграф столетия» — поэма А. Блока «Двенадцать» Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в...
  20. Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Поэма «Двенадцать» была написана в январе 18 года (начал 8-го — кончил 28 января). Блок говорил об этом времени: «…...
« «Тургеневская любовь — это…»
Беляев А. Р. биография »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения