Виды работы над текстом на уроках чтения
Много усилий прикладывает учитель, обучая детей чтению. Не секрет, что уже первоклассники, которые только научились читать, сразу же утрачивают желание это делать, урок становится неинтересным, тяжелым. Какое же мастерство должно быть у учителя, чтобы не только поддерживать у детей интерес, а еще и развивать его от урока к уроку! Главным приемом, который обеспечивает развитие навыков чтения, является многоразовое обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда ребенок открывает в нем что-то новое, на что не обращал внимания во время предыдущего чтения.
Все виды работы над текстом применяются в зависимость от текста и цели урока.
1.Чтение всего текста .
2.Чтение, деление на части. Составление плана.
3.Чтение по готовому плану.
4.Чтение с последующим пересказом.
5.Чтение учеником нового текста, подготовленного дома.
6.Чтение текста с сокращением . Подготовка к пересказу.
7.Чтение цепочкой — по предложению.
8.Чтение цепочкой — по абзацу.
9.Чтение вполголоса.
10.Нахождение отрывка к рисунку.
11.Чтение, ответы на вопросы.
12.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13.Чтение отрывка, который понравился больше всего в рассказе или в стихотворении.
14.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
15.Чтение «выше нормы» .
16.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
17.Поиск предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
18.Поиск предложения или отрывка, который раскрывает главную мысль рассказа.
19.Чтение и установление, что правдиво, а что выдумано .
20.Чтение, составление сценария к диафильму .
21.Чтение, подбор звукового оформления » фильма».
22.Беседа с сопровождением выборочного текста.
23.Высказывание своих суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
24.Чтение, рассказ о том, чем понравился рассказ, что запомнилось.
25.Чтение названия рассказа. .
26.Чтение по ролям.
27.Чтение по ролям диалога без слов автора.
28.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
29.» Живая картина» .
30.Поиск предложения , который мог бы прочитать такой человечек .
31.Поиск отрывка, который нужно прочитать строго, с презрением, просьбой, насмешкой, обижено, радостно, весело, грустно и т. д.
32.Поиск и чтение предложений со знаком вопроса, восклицания, запятых и т. д.
33.Конкурсное чтение стихотворений .
34.Поиск и чтение образных выражений, слов и описаний.
35.Поиск и чтение слов с логическим ударением.
36.Поиск и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
37.Чтение стихотворения, расстановка пауз.
38.Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
39.Выразительное чтение отрывка из рассказа, стихотворения по собственному выбору.
40.Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
41.Кто быстрей найдет в тексте слово на заданное учителем правило.
42.Поиск в тексте самого длинного слова.
43.Поиск двух-, трех-, четырехсложных слов.
44.Поиск и чтение словосочетаний:
А) существительное + прилагательное;
Б) существительное + глагол;
В) местоимение + глагол.
45.Чтение, определение непонятных слов.
46.Поиск и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
47.Поиск и чтение слов, которые близки по значению к данным .
48.Поиск и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании Сочинения.
49.Чтение с выпиской слов для практического словаря, например, к теме » Осень», » Зима» и т. д.
50.Комбинированное чтение .
Октябрьская ОШ 1-3 ступеней
Виды работы над текстом
На уроках чтения
Учитель Музычук Л. Н.
2011 год
Виды работы над текстом на уроках чтения