Внеклассное мероприятие по физике Счастливый случай «По памятным местам» 8 Класс
МКОУ Григорьевская ООШ
Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе.
Счастливый случай » По памятным местам»
Подготовила учитель физики
Андреева Е. В.
2015-2014 уч. год
Содержание.
1. Разминка.
2. Историческая викторина.
3. Черный ящик.
4. Тур для любителей исследований.
5. Тур всезнаек.
6. Тур теоретиков.
— Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой молчал и стал пред ним ходить… Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый;
Но, господа, забавный случай сей другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами Солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.
Цели мероприятия: — развитие мыслительных процессов, творческого воображения, наблюдательности, памяти, внимания, навыков самостоятельной подготовки учащихся;
— использование знаний и умений учащихся, приобретенных на уроках физики;
— привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний.
Оборудование: тело неправильной формы, мензурка, динамометр, мяч, стакан с водой.
Оформление: По периметру кабинета физики расставлены парты, а в центре на некотором возвышении расположен «памятник Физике», который является сооружением из демонстрационных физических приборов. Он накрыт полупрозрачной тканью.
^ Ход мероприятия.
Введение. Ведущему предоставляется слово. Он объявляет правила игры и возможность самому эрудированному по физике ученику открыть памятник этой интересной и замечательной науке.
1. Разминка. Все участники за полные и верные ответы получают баллы.
1. Мельчайшая частица вещества.
2. Единица измерения массы атома.
3. Кто разговаривает на всех языках?
4. Кто изобрел радио?
5. Самое распространенное вещество в природе,
6. Ученый, открывший движение молекул вещества. 1. Гипотезу о строении вещества предложил…
8. Что общего и в чем различие между водой и водяным паром?
9. От чего зависит агрегатное состояние вещества, ведь молекулы воды, льда и водяного пара одинаковы?
10. Изменятся ли промежутки между частицами резины, если под действием груза резиновый шнур удлинить?
11. Что доказывает, что молекулы находятся в непрерывном, хаотическом движении?
12. Какое взаимодействие молекулы вы знаете?
13. Почему газы легче сжать, чем жидкости?
14. На каком явлении основана сварка металлов?
15. В каком агрегатном состоянии диффузия происходит быстрее и почему?
16. Если молекулы вещества находятся в строго определенном порядке, то оно находится в… состоянии, (твердом}
По результатам набранных баллов 10 человек выходят в следующий тур.
2. Историческая викторина
Каждый участник должен раньше соперников определить имя и фамилию ученого. Каждому дается 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой информации, то игроку присуждают 5 баллов, если после второй — 4 балла, после третьей — 3 балла, четвертой — 2 балла, пятой 1 балл.
По результатам этого конкурса выбывают два участника. Задание 1.
1) Этот английский ученый уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики и математики.
2) Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании в 1695 г., а через 4 года — стал его директором. Ему выдалась честь отчеканивать все монеты страны.
3) Уже в 26 лет он стал профессором.
4) Он обосновал три закона механики.
5) Существует легенда о том, что благодаря яблоку он открыл известный физический закон. Ответ: Исаак Ньютон
Задание 2.
1) Свой трудовой путь этот ученый начал в школе.
2) В 1921 г. он получил Нобелевскую премию за физико-математические исследования законов фотоэффекта.
3) В 1940 г. он написал письмо президенту США, что явилось стимулом по формированию ядерных исследований в этой стране.
4) Он изучал гравитацию.
5) Его труды были посвящены теории относительности. Ответ: Альберт Эйнштейн Задание 3.
1) Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки. I 2) Его изобретения весьма популярны.
| 3) С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну.
4) Он говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»
5) После сделанного открытия, он закричал: «Эврика». Ответ’. Архимед Задание 4.
1) Он занимался наблюдением за движением мелких частиц.
2) Этот ученый доказал, что тела состоят из молекул.
3) Ему доставляло удовольствие рассматривать в микроскоп споры растений в жидкости.
4) Он был ботаником.
5) В честь него было названо открытое им движение очень мелких твердых частиц, находящихся в жидкости. Ответ: Броун
Задание 5.
1) Это уникальный путешественник XX века.
2) Претендентов на это путешествие было почти 3 тысячи, но выбрали именно его.
3) Свое кругосветное путешествие он проделал в одиночку.
4) то, что он совершил, прославило человеческий разум, его самого и нашу Родину.
5) Перед началом путешествия он сказал: «Поехали!» Ответ: Ю. А. Гагарин
Задание 6.
1) Свои первые серьезные открытия он сделал будучи еще студентом.
2) Свои исследования в области механики и астрономии этот ученый начал после окончания университета.
3) Закон инерции открыл именно он.
4) Ему принадлежат такие открытия как: 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
5) Занимаясь исследованиями свободного падения, ему понадобилась наклонная пизанская башня.
Ответ: Галилео Галилей
3. Черный ящик. Участникам предстоит продемонстрировать знания о физических телах, веществе и других предметах физического познания. Условия игры, те же, что и в исторической викторине.
По итогам конкурса выбываю два участника.
Задание 1. В черном ящике находится всем знакомое физическое тело.
1) Благодаря этому телу можно доказать упругость газов.
2) Его движение представляет собой неплохой пример механического движения.
3) Он друг некоторых спортсменов.
4) Оно имеет форму круга.
5) Из-за него плакала Таня. Ответ: мяч
Задание 2. В черном ящике находится физический прибор.
1) По отношению к нему нужно быть очень осторожным.
2) На нем нанесена шала.
3) Обычно его изготавливают из стекла.
4) С его помощью можно наблюдать диффузию.
5) Благодаря ему можно определить объем жидкости. Ответ: мензурка
Задание 3. В черном ящике находится вещество.
1) Организм взрослого человека состоит на 65% из этого вещества.
2) Мы постоянно встречаемся со всеми тремя его агрегатными состояниями.
3) Его используют для уменьшения трения.
4) Это вещество хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения.
5) Его называют «соком жизни» на Земле. Ответ: вода
Задание 4. В черном ящике находится живое существо.
1) Он обладает большой чувствительностью глаз, и при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
2) Всего за 0,05 с его мозг способен распознать объект.
3) За всю жизнь оно съедает около 40 т пищи.
4) Народная мудрость гласит: его надо бояться.
5) Это существо — самое умное на Земле. Ответ: человек
4. Тур для любителей исследований. В этом конкурсе учащимся раздают карточки с заданиями. Работая с физическим прибором, учащиеся должны назвать физическую величину, которую измеряет физический прибор, а также в каких единицах он измеряет; в каких опытах и исследованиях может быть использован; определить цену деления шкалы.
По результатам конкурса в следующем туре будут II принимать участие трое игроков.
Задание 1
Наблюдение диффузии.
Задание 2
Наблюдение несмачивания.
Задание 3
Определить объем тела неправильной формы.
Задание 4
Определение цены деления прибора для определения температуры тела.
Задание 5
Определение цены деления прибора для определения объема жидкости.
Задание 6
Демонстрация сил притяжения и отталкивания молекул.
5. Тур всезнаек. В этом конкурсе необходимо ответить на предложенные вопросы:
1) Почему в знойных местах воду хранят в глиняной посуде?
Ответ: она имеет пористую структуру, за счет чего вода просачивается наружу и испаряется с поверхности кувшина, тем самым охлаждая его и воду в нем.
2) Зачем нужен веер?
Ответ: для усиления передачи энергии от обдуваемого тела воздуху или наоборот
3) Почему ночью автомобилисту лужа на асфальте кажется темным пятном?
Ответ: поверхность лужи отражает свет зеркально.
4) Почему летняя буря, сваливающая живые деревья, не может свалить стоящее рядом сухое дерево?
Ответ: у живого дерева есть листва, а у сухого нет, значит площадь поверхности его мала, следовательно и давление со стороны ветра — мало.
5) Повысится ли уровень мирового океана, если растают все плавающие льды?
Ответ: нет.
6) Зачем человеку два уха?
Ответ: чтобы определить направление, в котором находится от него источник звука.
7) Почему выглаженное накрахмаленное белье меньше пачкается, нежели ненакрахмаленное?
Ответ: оно имеет более гладкую поверхность, к которой плохо прилипают частички грязи и пыли.
8) Где быстрее потемнеет хранящееся серебро: на кухне или в комнате?
Ответ: на кухне
9) Почему пыль не падает даже с перевернутой поверхности? Ответ: частички пыли малы и легки, поэтому удерживаются кулоновской силой и силами взаимного притяжения молекул. По результатам тура один участник выбывает.
6. Тур теоретиков. Условия игры в этом туре такие же как и в предыдущем.
Задание 1.
1. Что произойдет с молекулами медной проволоки, если ее нагреть
2. Если молекулы вещества притягиваются друг другу, то почему между ними остаются промежутки?
3. В каком состоянии находится вода, молекулы которой находятся в строгом порядке?
4. Почему, если воздушный шарик сжать руками, плотность воздуха внутри него увеличится?
5. Как называется линия, по которой движется тело?
6. Какова траектория движения молекулы газа?
7. Как перевести км/ч в м/с?
8. Что значит величина векторная?
9. Будет ли кусок металла плавать в ртути?
10. Путь это величина векторная или скалярная?
Задание 2.
Из ряда источников света уберите лишний: солнце, звезды, молния, огонь, свеча.
Ответ: свеча.
Подведение итогов. Учащийся, набравший большее количество баллов объявляется победителем. Ему предоставляется честь открыть «памятник Физике», находящийся в центре комнаты.
Внеклассное мероприятие по физике Счастливый случай «По памятным местам» 8 Класс