«Война и мир» — исторический и психологический роман-эпопея
Без ложной скромности — это как Илиада. Л. Толстой. «Война и мир», произведение Льва Николаевича Толстого, явление уникальное. Даже с сугубо внешней стороны фолиант из четырех книг, из четырех томов — это уже поражает! Страница за страницей вырисовываются события тех далеких времен и становятся более близкими и более понятными далекие исторические фигуры Кутузова и Наполеона. Совсем по-иному, чем в учебнике из истории, видишь события 1812 года; но более всего меня лично взволновали жизненные судьбы Наташи и Андрея Болконского, Пьера Безухова, Долохова, Марии Болконской, Сони и даже красавицы Элен. В «Энциклопедии мировой литературы» меня поразили слова Л. Толстого: «…ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться, и полюбят жизнь, то я бы посвятил ему (роману) всю свою жизнь».
Вот так скромность! Выдающийся писатель Лев Толстой не надеялся, что его произведения будут читать через 20 лет, а их читают и через 120! В чем же здесь секрет? Думаю, именно сейчас еще раз можно посмотреть на тему произведения — и все станет ясно: этот роман и исторический, и психологический. Автор начинает сказ в светском салоне Анны Павловны Шерер. Кажется, салонные беседы не имеют прямой связи с историческими событиями, жизнью главных героев, но именно здесь стоит основа всех дальнейших перипетий как исторических, так и семейных. Лев Толстой старается соединить в одно целое жизнь отдельного человека (не имеет значения, аристократ это или крестьянин, полководец или солдат) и развитие истории человечества, Вселенной. Писатель довольно ясно излагает сложные вещи.
Ведь вообразить жизнь всего человечества от его зарождения и до сих пор, разобраться в законах существования человеческой жизни непросто. Но кое-что мне открылось, когда состоялось мое пусть и не очень глубокое, но все-таки знакомство с мировоззренческими основами Толстого. Так, еще в детстве Лев вместе с братьями игрался в «муравьиных» братьев. Весь мир ему казался похожим на муравейник. Все самоотверженно работают, каждый старается ради общего блага. Никогда один муравейник не нападает с войной на другой, нет агрессии и враждебности, как это бывает у людей. Так вот и люди всего мира могли бы быть такими — хорошо и старательно выполнять свое дело, беречь собственный дом, не разрушать, а приумножать. Только общая работа и упование на волю Божью, по мнению Толстого, может привести человечество к общему счастью.
Именно под этим углом зрения и показаны исторические фигуры Кутузова и Наполеона. Две противоположности. Два полководца. Они совсем разные и внешне, и по характеру. Наполеон напыщенный, несдержанный, эгоистичный. Несомненно, он человек авторитетный, если ради него солдаты могут броситься в ледяную воду и демонстрировать чудеса героизма (как это было с польскими бойцами), но даже тогда, когда люди ради него жертвуют своим жизням, на лице его появляется гримаса недовольства. Это эгоист. Самоуверенный и жестокий агрессор. Количество человеческих жизней ради достижения своей цели его некогда не волновало.
Совсем другой Кутузов: спокойный, уравновешенный. Он иногда кажется даже равнодушным к общему делу (как это увидел Болконский на военном совете), но Кутузов ценит солдатские жизни. Именно поэтому и горела Москва, что полководец понимал: в другом случае будет кровавая бойня, а битва-то будет проиграна. То есть жертвы будут напрасны. Кроме понимания, военного расчета, тактики, у Кутузова есть еще одна черта — он умеет полагаться на волю Божью, использовать ход событий, воспринимать их такими, какие они есть. Таким образом, Толстой показывает, что развитием исторических событий руководит не человек, а нечто свыше. Зло всегда бывает наказано. И вот захватчик, агрессор, символ зла — Наполеон разбит у Москвы, и русской армии оставалось лишь настигать и добивать остатки французских войск.
Толстой за время написания «Войны и мира» насобирал целую библиотеку дополнительной литературы, много читал, даже выписывал из Франции специальные журналы, знакомился с тогдашней модой — все для того, чтобы отобразить эпоху более реалистично. Несколько раз он сам выезжал на Бородинское поле, рисовал схемы расположения наших и французских войск, воображал, как все события происходили на самом деле.
Писатель хорошо знал, о чем пишет, тому творение его читать легко и интересно. Исторические фигуры нарисованные так, что они возникают перед нами не какими-то «документальными», посторонними лицами, а персонажами, которые беспокоят душу. Эта тревога в душе — это то, что называется «психологизмом». Не представляю, как Толстому удавалось так проникнуть в подсознание каждого персонажа. Волнуется Андрей перед поездкой на войну или перед боем под Аустерлицем — волнуюсь и я; вместе с Ростовой я переживаю, когда она влюбилась у Андрея, а потом запуталась в своем романе с Курагиным; хочется предостеречь Пьера, когда его почти насильно женят на Элен или когда он втягивается в дуэль с Долоховым. Или же, например, Денисов: он приехал с Ростовым в Москву и стоит на пороге графского дома. Вся родня бросилась обнимать, целовать Николая, а он чувствует себя одиноким, никому не нужным в этой счастливой семье, а вот Наташа летит к нему и бросается на шею: «Денисов, голубчик!» И это переживание Денисова, искренность и неловкость Наташи от своего поступка ощущаешь внутри себя… Кажется, Толстой просто описывает реальное событие, которое может произойти во многих семьях — поскольку кто же не приходил с другом домой? Но как Толстому удалось описать так, что можешь ощутить каждой клеточкой тела и радость, и стыдливость, и счастье, и боль? «Простота, добро и правда» — с этим мерилом Толстой подходит к каждому персонажу, независимо от того, или это исторический, или выдуманный герой.
«Война и мир» — особый роман Льва Николаевича Толстого. Писатель ставит важные вопросы истории, затрагивает «вечные» проблемы, философские загадки: о свободе и необходимости жить честно и справедливо, о добре и зле, о красоте внешней и внутренней, о поисках человеком своих путей в жизни. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова — ключевые персонажи романа — тратят немало душевных усилий, чтобы решать проблемы жизни. В этом смысле для меня является весьма интересной запись, которую Толстой сделал в своем дневнике, когда, будучи отчислен из университета, решал, как ему жить дальше: «Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться…
А спокойствие — это душевная подлость». Герои Толстого — живые. Они не статические, не выдуманные, их проблемы актуальны для каждого молодого человека, который задумывается над тем, какую дорогу выбрать для себя, как строить собственную судьбу. Вопрос о том, как жить дальше, каждый должен решить для себя сам. И чтобы более или менее решить это правильно, следует читать «Войну и мир». Читать и думать. И думать не умом, а сердцем, как советовал большой классик, писатель мирового значения Лев Николаевич Толстой.
«Война и мир» — исторический и психологический роман-эпопея