• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Вопросы и ответы к творчеству М. В. Ломоносова

 

Вопросы и ответы к творчеству М. В. Ломоносова

Что же, по мнению автора, необходимо, чтобы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?

Воспевая Россию, Ломоносов не только восхищается ее красотой, широтой, необъятными просторами и природными богатствами, но наряду с этим высказывает свойственные русским классицистам взгляды на будущее отечества, на политику государства, которая сможет обеспечить истинное благо подданным, достойную жизнь. Истинное положение российского народа хорошо известно было Ломоносову и изложено в «Письме о сохранении и размножении российского народа». Прежде всего это развитие наук и просвещения. Сразу же, перечисляя природные достоинства страны, Ломоносов настойчиво проводит мысль:

Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

Потаенно — значит, скрыто, откровенно — открыто, обнаружено, найдено благодаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного использовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:

Толикое земель пространство, Когда всевышний поручилТебе в счастливое подданство, Тогда сокровища открыл, Какими хвалится Индия;Но требует к тому РоссияИскусством утвержденных рукСие злату очистить жилу;Почувствуют и камни силуТобой восставленных наук. Какова роль заключения в оде? Как оно связано с основной темой?

Гимном наукам, просвещению и будущим поколениям России, призванным умножать ее богатства, звучит заключительная часть оды «О вы, которых ожидает отечество от недр своих…». Ломоносова, как ученого, очень волновала проблема создания национальных научных кадров, которых обязательно даст миру великая Русская земля. И в этом тоже залог ее процветания. Мысли поэта о будущем страны, о роли науки в достижении прогресса венчают в оде тему России.

Похвала императрице, содержащаяся в заключительной строфе оды, с одной стороны, возвращает нас к ее началу, прославляющему наступление мира, что делает композицию произведения кольцевой, с другой — благословляет и Елисавету на дальнейшие щедроты во славу отечества.

Каким стилем написана ода? Какова роль этого стиля в раскрытии идейно-художественного содержания оды?

Ода написана высоким стилем, соответствующим высокому, гражданскому содержанию. Он включает в себя гиперболические описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические вопросы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя.

Высокий стиль придает торжественность звучанию главной теме оды — теме величия России, способствует выражению патриотических чувств и настроений автора. Именно элементы высокого стиля придают возвышенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высокий слог достигается использованием старославянизмов , образов античной мифологии .

Ода богата возвышенными эпитетами, например пламенные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа душа ее зефира тише и зрак, прекраснее рая.

Какую роль сыграла теория «трех штилей» в развитии русской словесности?

Теория «трех штилей» Ломоносова сыграла выдающуюся роль в становлении жанров русской литературы. Трагедии и оды рекомендовалось писать с использованием высокого стиля; комедии, сатиры, басни допускали низкий стиль, драма, повесть и др. требовали средний стиль. Этому следовали классицисты, да и представители других литературных направлений.

Теория Ломоносова в послепетровские времена, когда для русского языка была характерна пестрота и стилистическая неопределенность, была прогрессивной и стала необходимой для упорядочения стилистики языка художественных произведений, что было важным для развития русской культуры в целом. Упорядочению, в частности, подверглось употребление слов и выражений церковнославянского языка.

Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?

Реформирование русского стихосложения, в процесс которого активно включился Ломоносов, было направлено на ликвидацию разрыва между новым содержанием и устаревшей формой. В «Письме о правилах российского стихотворства» он, опираясь на природные свойства русского языка и традиции устного народного творчества, рекомендовал использовать силлабо-тоническую систему вместо силлабической. Он дал наименование стопам, назвав их ямбическими, анапестическими, смешанными из ямбов и анапестов, хореическими и дактилическими. Он также выступил против использования одной женской рифмы, потому что именно русскому языку свойственно ударение не только на последнем, но и на предпоследнем и третьем от конца строки слоге. В торжественных одах Ломоносов рекомендовал употребление чисто ямбических стихов.

От Ломоносова надолго в русской поэзии утвердился четырехстопный ямб как самый распространенный размер.

Еще до Ломоносова реформой русского стихосложения занимался поэт и теоретик Василий Кириллович Тредиаковский. При всей значимости его работы способы стихосложения свидетельствовали о половинчатом характере реформы. Сравним для примера приступы к оде «На сдачу Гданска» Тредиаковского и к «Оде на взятие Хотина» Ломоносова.

У Тредиаковского:

Кое трезвое мне пианствоСлово дает к славной причине? Чистое Парнаса убранство, Музы! Не вас ли вижу ныне?

У Ломоносова:

Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верьх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл;В долине тишина глубокой.

Преимущество стихов Ломоносова очевидно.



Вопросы и ответы к творчеству М. В. Ломоносова

Другие сочинения по теме:

  1. Достижения М. В. Ломоносова Гордостью русской науки и литературы был Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки — физике, химии, математике,...
  2. Вопросы и ответы к оде М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ломоносова? Ломоносов отдавал предпочтение в художественных...
  3. Система стихосложения Ломоносова Михаилу Васильевичу Ломоносову принадлежит огромный, неоценимый вклад во все основные области русской национальной культуры XVIII в. В 1739 г. двадцативосьмилетний...
  4. Вопросы и ответы к творчеству М. Горького 1. Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек — это звучит гордо, на...
  5. Сочинение на тему стихотворения Г. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 год » — лучшая ода Ломоносова. Возле источников новой русской художественной...
  6. Тема России в одах Ломоносова Ломоносов стоит впереди наших поэтов, Как вступление впереди книги. Н. Гоголь Замечательный русский ученый, изобретатель и конструктор, Михаил Васильевич Ломоносов...
  7. Труды Ломоносова о необходимости единства содержания и формы литературного произведения Общественные и политические преобразования первых десятилетий XVIII в., интенсивный процесс «обмирщения» многих сторон русской действительности не могли не найти своего...
  8. Вопросы и ответы к раннему творчеству А. М. Горького Чем был обусловлен неоромантизм раннего творчества Горького? Неоромантизм раннего творчества Горького обусловлен условиями жизни и творчества писателя. В период нарастания...
  9. Вопросы и ответы к жизни и творчеству Л. Н. Толстого Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?...
  10. Вопросы и ответы к творчеству В. В. Маяковского 1. К какому из родов литературы отнесете вы рекламный плакат Маяковского: «Нигде кроме как в Моссельпроме» или «Беги со всех...
  11. Вопросы и ответы к творчеству Дж. Г. Байрона К какому направлению в мировой литературе относится творчество Байрона? Каковы основные темы творчества Байрона? «Поэзия Байрона — это вопль страдания,...
  12. Вопросы и ответы к творчеству А. П. Платонова 1. Какая тема является главной в раннем творчестве А. Платонова? В раннем творчестве А. Платонова главная тема — взаимоотношения человека...
  13. В чем заключается новаторство Ломоносова-критика? В статье «О нынешнем состоянии словесных наук в России» Ломоносов подчеркивал значение писателей в обработке живого литературного языка. Недоконченная статья...
  14. Вопросы и ответы к творчеству А. П. Чехова 1. Чехов сказал, что его поразило в одном ученическом сочинении определение моря: «Море было большое». В. Катаев стремится поддержать Чехова...
  15. Вопросы и ответы к жизни и творчеству Е. А. Евтушенко Какие социальные, нравственные, эстетические проблемы поднимаются в стихах Е. А. Евтушенко? Евтушенко принадлежит к социально активным поэтам, рожденным идеями 60-х...
  16. Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича Великий русский ученый, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рожден 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии....
  17. Вопросы и ответы к творчеству А. А. Ахматовой Что значит любовь для лирической героини Ахматовой? Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любовной поэзии Ахматовой характерен...
  18. Вопросы и ответы к творчеству Эзопа Кто такой был Эзоп? Какие человеческие пороки осмеивает в своих баснях Эзоп? Лень, зависть, жадность, отсутствие желания думать, хитрость, глупость,...
  19. Идеалы Ломоносова в «Оде на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны» В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России....
  20. Филологические труды Ломоносова Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал «оризонт» на горизонт, «квадратуум» на квадрат, «ваторпас» на ватерпас и т. д. Все...
« Краткое изложение Приятные ночи
«Бежин луг» краткое содержание рассказа Тургенева »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения