Восприятие и истолкование незнакомого текста на экзамене
Несколько лет среди тем, предлагаемых для выпускного Сочинения, стоят темы «Восприятие и истолкование…» . Очевидно, что появление такого рода заданий обусловлено несколькими причинами.
Первая: ученик может взять эту тему тогда, когда он не очень хорошо помнит содержание тех программных произведений, по которым предложены прочие темы. В таком случае действительно гораздо проще на экзамене прочитать небольшой текст и что-то по нему написать. Однако в этой ситуации получается именно «что-то», не всегда внятное, нечто вроде свободной темы с заданным произведением, и для некоторых учащихся это просто спасение.
Вторая причина: в каждом выпускном классе есть те Дети, кто сознательно выбирает эти темы для написания выпускного сочинения. Как правило, это ребята, показывавшие стабильно высокие результаты во время обучения, вдумчиво и регулярно прочитывавшие все произведения, изучаемые в рамках школьной программы, читавшие что-то по собственному вкусу и выбору. Просто оказывается, что на выпускном экзамене им не так интересно повторять то, что было сказано в ходе изучения того или иного произведения на уроках, пусть в рамках несколько иначе сформулированной темы.
Им важнее прочитать Незнакомый текст и высказать свои впечатления о нем, показать, как они могут самостоятельно работать, насколько хорошо умеют применить свои литературоведческие знания.
К сожалению, часто в темах на «восприятие и истолкование» детям предлагаются произведения, по поводу которых не то что ворох шпаргалок написан, но защищены дипломы и диссертации. Имею в виду такие произведения, как «…Вновь я посетил…», «Бесы», «К» , «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк» А. С. Пушкина, «И скучно, и грустно…», «Молитва», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…» М. Ю. Лермонтова, «В дороге» Н. А. Некрасова, «К. Б.» Ф. И. Тютчева, «Шепот, робкое дыханье…» А. А. Фета, «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Россия», «Незнакомка» А. А. Блока, «Отговорила роща золотая…» С. А. Есенина, «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно» В. В. Маяковского, «Песня последней встречи» А. А. Ахматовой. Это перечень стихотворений, которые предлагались в комплектах тем выпускных сочинений в 2006/07 учебном году. Зачем эти великие произведения, которые подробно анализируются всеми преподавателями при изучении творчества названных авторов, вынесены на экзамен, да еще с формулировкой «Восприятие и истолкование…»?
Почему выпускник должен делать вид, что только что впервые с ними познакомился?
Нужно дать возможность выпускникам понять произведение и выразить те чувства, которые были ими испытаны только что. Лучше всего это делать на незнакомых детям произведениях тех авторов, творчество которых изучалось на уроках.
Одним из авторов, чьи стихи интересны школьникам на экзамене, является Борис Пастернак. Его стихотворения можно отнести к пока еще «не затертым». Возьмем для примера стихотворение «Снег идет». Все цитируемые нами фрагменты — реальные, они написаны учащимися СУНЦ НГУ за шесть часов, во время годового, так называемого репетиционного сочинения, перед весенними каникулами.
Всегда при подготовке к подобного рода работе преподаватели, разбирая и анализируя на уроках тот или иной текст, просят учеников обратить внимание на время написания произведения, вспомнить, что происходило в жизни автора и в стране. Очень важно при этом все-таки объяснять детям, что при работе с такими произведениями они должны опираться только на текст, а не выплескивать в своей работе все, что они знают о той или иной эпохе, особенно если речь идет о СССР середины пятидесятых годов ХХ века. В качестве примера приведены отрывки из работы учащегося Д., который воспринял стихотворение Бориса Пастернака как однозначный призыв к свержению режима, как взгляд из тюремной камеры, в которой содержится политический заключенный, — словом, увидел то, чего в тексте нет.
Следовательно, ребенок мог бы высказать свое мнение с использованием различных вводных слов и предложений: «Мне кажется, что в данном стихотворении…», «Возможно, автор помнит и о том, что…», «Видимо, одним из вариантов прочтения может быть и такой…» и т. д. Однако в приведенных фрагментах сочинения мы сталкиваемся с категорическими утверждениями, основанными не столько на конкретном тексте, сколько на представлении ученика о сталинской эпохе .
«В стихотворении поднята тема времени и общественного настроения к власти.
…К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.
Цветок герани — домашнее растение, привыкшее к теплу и уюту, символ домашнего очага. Автор сравнивает себя, других поэтов и народ этого времени с цветками жизни. С теми, кто приносит красоту в этот мир, делает его более ярким и красочным. Но они «за оконным переплетом». Перед глазами сразу возникает сетка, решетка с колючей проволокой, а вместе с ней грязная холодная тюрьма, где страдают и гибнут порой невинные люди, посаженные жестоким правительством.
Тогда герань растет в тюрьме?! Но как может развиться она в сырой камере, как может нести радость и добро миру, находясь в изоляции? Цветок тянется к свободе, к этим звездам, находящимся там, снаружи, в Кремле. Автор говорит, что советский гражданин даже у себя дома не чувствует свободы, он всегда и везде под наблюдением, ограничен забором, построенным социализмом.
Но «снег идет, снег идет», то есть все движется, все меняется, и есть еще надежда на то, что когда-нибудь будет открыто окно в светлое будущее…
Откуда берется снег? Он падает с неба, откуда-то сверху. А кто находится сверху? Власть. То есть этот снег, эту пургу, смятение устроило правительство, принесшее социализм.
Он привел родину в «движенье», вывел из равновесия жизнь народа. Перекресток — символ выбора, лестница — дорога, соединяющая «верх» с «низом», то есть обычное население с руководством страны. Этими символами Пастернак хочет показать читателю, что связь между обывателями и Кремлем отсутствует, нет взаимопонимания.
Они не знают, куда пойти, какой выбрать путь. Не видя друг друга, выбирают разные направления. Но население и руководство должны быть едины, одной страной.
Двигаясь по разным путям, они разрывают и рушат Советский Союз…
«Заплатанный салоп» — старый женский плащ — образ смерти и ненужности. Зачем нам старый строй? Он уже никому не нужен, словно говорит поэт этой строчкой: «Давай его выбросим, сменим на новый». Небосвод понимается как что-то далекое, недосягаемое для обычного человека, то, до чего не достать, не изменить.
Это, конечно, коммунизм, огромный как небо, спускается «с верхней лестничной площадки» с «видом чудака». Пастернак облачает строй в одежду смерти, идущей из Кремля для того, чтобы убивать, уничтожать» .
Как видим, автор данной работы сводит свою задачу при рассмотрении стихотворения Бориса Пастернака к упрощенно-социологизированному взгляду. По его мнению, все, что писалось в середине прошлого века, обязательно должно было вылиться в однозначное осуждение, обличение сталинизма и деятельности коммунистического режима.
А ученик Р. полтора часа выбирал тему, в конце концов решил, что самый легкий вариант — это истолкование поэтического текста. Естественно, в такой ситуации работа велась по пути наименьшего сопротивления. Сочинение получилось слабым , в конце его автор пишет: «Стихотворение мне очень понравилось, оно очень метафорично».
При этом ни одна метафора в работе не показана, а тот фрагмент стихотворения, который и является одним из лучших для демонстрации метафор в стихотворении «Снег идет», не понят и прокомментирован следующим образом: «Я думаю, слова «убеленный» и «удивленный» автор поменял местами, перепутал. Обычно бывают удивлены пешеходы, а «убелены» инеем — растения, пешеходы зимой не такие белые, как растения «.
Еще несколько забавных суждений наших авторов.
За всю свою жизнь Пастернак пережил несколько творческих переломов, которые привели его к достижению того, чего он хотел. Жизнь, описываемая в этом стихе, происходит, в основном, зимой. Чтобы прочитать все стихотворение, нам понадобится четыре вдоха и четыре выдоха.
Каждый вдох — это новая смысловая часть. В первой части мы слышим о народе, во второй — о власти, в третьей — о времени, а четвертая часть объединяет все три части стихотворения и как бы подводит итог вышесказанному, заключая в себя и народ, и власть, и время. Стихотворный размер — хорей.
Он показывает нам волнение автора за судьбы как всех людей, так и каждого человека. Используя время для себя, нельзя забывать о других, ибо наша страна тогда так и останется заплатанным салопом! Над стихом можно еще долго размышлять, но основную идею я поведал.
Приведем также несколько примеров из хороших работ, а затем — сочинение по этой теме полностью. Они лучше всего свидетельствуют о том, что темы по незнакомому произведению позволяют значительной части ребят создать интересный, глубокий текст — и почувствовать от этого удовольствие.
«Все стихотворение — непрерывное движение вперед, по спирали, вместе с кружением бурана, поворотом перекрестка и ежегодным повторением первого снега, зимы, святок… Тянущиеся цветы герани означают то же самое — рост, развитие, течение времени. Жизнь не стоит на месте. В ней есть перекрестки, есть перемены, когда «все в смятеньи, все пускается в полет». Смятенье необходимо, оно означает переходное состояние, некоторую неуравновешенность перед дальнейшими изменениями и развитием.
Возможно, Пастернак имеет в виду и духовное совершенствование, стремление достичь чего-то в жизни» .
«Живость стихотворению придает олицетворение неодушевленных предметов, когда они характеризуются глаголами движения, действия: снег идет, время проходит, небо сходит, жизнь не ждет.
Наблюдая за снежными хлопьями, автор начинает фантазировать, как ребенок, будто небо — чудак, играющий в прятки, или это — снежная баба в заплатанном салопе. Тут же вспоминаются и святки, и Новый год…» .
«Каждый человек переживает свою жизнь как путь, длинную дорогу, иногда хорошую, иногда не очень, со своими преградами, со своей особой логикой, попутчиками, падениями и взлетами. Герой Пастернака — это тот человек, который на миг сошел с этой дороги, уселся на обочине и посмотрел на весь этот путь, он выпадает из всеобъемлющей логики времени, он вне его — еще не в будущем, но уже и не в прошлом, он в торжественном и безмолвном «сейчас» …» .
Восприятие и истолкование стихотворения Б. Пастернака «Снег идет»
Снег идет. Миллионы, миллиарды снежинок спускаются с небес, словно пряча, укутывая в себя все; они спускаются как плотные, тяжелые белые шторы. И идет снег непрерывным, плотным потоком.
Если выйти на улицу в теплый вечер во время снегопада, особенно весной или осенью, когда снег, упав, сразу тает, можно увидеть интересную и красивую картину: когда снежинки долетают до земли, они словно исчезают, и в результате кажется, что снег пролетает через поверхность земли, не задерживаясь на ней. Он словно проходит через наш мир, пролетает мимо него.
Именно таким предстает снег в стихотворении Б. Пастернака «Снег идет». Снег идет густой завесой, в которой ничего не видно. И если посмотреть вверх, то кажется, что все небо не спеша движется вниз вместе со снегом. Не спеша, бесшумно — «крадучись, играя в прятки».
А мечущиеся вокруг снежинки — словно его свита.
Но можно понимать слова «сходит наземь небосвод» и не так буквально. Ведь именно в такие зимние вечера хорошо сидеть у окна и размышлять о чем-нибудь большом, вечном, например, о небе. И именно во время таких прекрасных явлений природы, как снегопад, порой люди задумываются. Не важно, о чем, главное, они начинают думать.
И тогда в каком-то смысле небосвод сходит не просто наземь, но и в их души.
Пространство делится на две части — «внутри» и «снаружи». Герой-наблюдатель сидит у окна и любуется. Внутри, в доме, тепло и сухо. И это тепло домашнего уюта контрастирует с тем, что происходит снаружи.
Снаружи — на километры вверх, до самого горизонта — все одно: идет снег, непрерывно движется в едином порыве. И в то же время это олицетворение хаоса, когда каждая снежинка мечется, крутится в вихрях и порывах ветра. Грандиозная и величественная картина.
А в доме — уют, герань на окне, спокойное сознание того, что вокруг есть четыре стены, которые надежно защищают героя от любых невзгод. А значит, он может спокойно, ни о чем не думая, сидеть у окна и смотреть, не вспоминая о таких мелких по сравнению с картиной спускающегося на землю неба житейских проблемах.
Обратим внимание на палитру: в доме — красно-зеленая герань теплых, летних цветов. Наверное, желтоватое освещение. А снаружи — все оттенки серого, белого, черного… Снег ведь не бывает чисто белым.
И величественность и спокойствие картины подчеркиваются такой однотонностью.
Дело явно происходит поздним вечером, если не ночью — за окном перекресток, но даже на нем тихо; несколько оживляет картину один-единственный пешеход — всего один. И кажется, будто вся буря концентрируется на нем, пытаясь завалить его снегом, сдуть. Вообще, буря похожа на одно живое существо — многокилометровое, но все же непрерывное.
Создать ощущение непрерывности процесса, времени и пространства помогает автору необычная схема рифмы: никогда не знаешь, с чем будет рифмоваться следующая строка — с этой ли, с предыдущей или с какой-либо другой строчкой. Поэтому стихотворение нельзя разбить на отдельные четверостишия. Кроме того, многие рифмы используются по несколько раз.
Так, строк, рифмующихся с первой строкой, целых двенадцать.
Еще одна деталь композиции, «работающая» на ощущение непрерывности, — «кольцевое» построение стихотворения. Как в начале «снег идет… и все в смятеньи…», так и в конце текста. И так будет из года в год, из раза в раз… Собственно, снег можно считать мерилом времени. Выпал снег — наступила зима, стаял — весна.
Еще раз выпал — вот и год прошел. «Там и новый год…» И жизнь, как снежинка в буране, все быстрее проносится мимо.
И слова «убеленный пешеход» можно понимать по-разному. Сейчас он весь в снегу, снег на плечах, на шапке… Но вот стаял снег раз шестьдесят, прошло шестьдесят лет — и уже не снегом, а сединой убелен пешеход…
А вот жизнь герани не так длинна. Максимум четыре-пять лет. И стоит эта герань в горшочке на окне и удивляется: что это?
Почему все такое черно-белое, почему небо спускается? Смотрит, и, как мне кажется, тянется к этой красоте. И белые звездочки в буране — это снежинки, иногда очень похожие на звезды.
А может быть, герань тянется к настоящим звездам — единственному, что стоит на одном месте, не мечется, не сходит с ума в этом буране?
Но если небо и звезды — далеко вверху, то снег — уже здесь, на земле. Вокруг нас. Словно салопом, он укутывает все вокруг, даже само окружающее пространство.
Кстати, если учесть, что салоп — это нечто теплое, вроде современного пуховика, то снежинки в этом самом салопе бурана играют роль пуха, на который, в общем-то, очень похожи.
Наблюдатель, любующийся снегопадом, видит перед собой плотную стену снега, отгораживающую его от других людей, домов. И перекресток в данном случае — не пересечение двух дорог, ведущих куда-то вдаль, а небольшая площадка, со всех сторон окруженная бураном…
Образ пешехода, идущего по перекрестку, как мне кажется, можно расшифровать и так: пешеход — человек, идущий по жизни, а буран — сама жизнь. И пешеход не видит, что его ждет впереди. И когда он стоит на перекрестке, когда у него есть выбор, он может лишь гадать, куда ведет тот или иной вариант выбора.
Итак, стихотворение можно понимать двояко: с одной стороны, это стихотворение — спокойное, тихое, неторопливое — то, как видит ситуацию лирический герой, который смотрит на все из окна. Ему тепло, уютно и хорошо. Это точка зрения «изнутри» . Вторая точка зрения — «снаружи» — глазами прохожего, пробирающегося через буран и вьюгу.
С этой точки зрения буран мечется и бесится, и нет в нем покоя. Но автор, видимо, стремится описать именно первую точку зрения — не зря он поместил героя за оконное стекло.
А может, это жизнь проносится там, за стеклом? А герой сидит и наблюдает за нею со стороны…
Вообще стихотворение «Снег идет» многозначно; так, лестницу можно рассматривать как символ жизненного пути человека. Ступенька идет за ступенькой, как год идет за годом, до самой лестничной площадки…
А навстречу спускается небо…
Восприятие и истолкование незнакомого текста на экзамене