Взаимоотношение человека и мира в романах Герберта Уэллса
Уэллс писал о социальных сдвигах и мировых катаклизмах, о жестокости войн и колониальных завоеваний, о возможностях науки и силе человеческого ума. Еще в начале XX ст. он предвидел великое будущее открытие, связанное с освоением космоса, межпланетными путешествиями, писал о той роли, которую будет играть авиация, о ответственности ученых за последствия сделанных ими научных открытий. Приняв эстафету от своего предшественника Жюля Верна и во многих моментах перекликаясь с ним, Уэллс продолжил разведку будущего. Его интересовала предыстория изобретений современности, он проектировал будущее. Центральное место в творчестве Уэллса занимает проблема путей развития научно-технического прогресса и его влияния на судьбу человечества.
Взгляды писателя на перспективы развития общества были пессимистическими: он не считал, что технические достижения способны сделать людей счастливее. Уэллс родился неподалеку от Лондона, в маленьком городке Бромли, в семье мелкого торговца. Его отец был владельцем посудной лавки, в которой продавались также принадлежности для игры в крикет. Смолоду он принимал участие в соревнованиях крикетистов, но после перелома ноги бросил это дело и стал садовником. Содержать семью он был не в силах. Мать будущего писателя должна была наняться экономкой в имение, в котором до своего замужества работала горничной.
Начальное образование Уэллс получил в частной школе в Бромли, которая, по его собственному признанию, была весьма похожей на заброшенные учебные заведения, в свое время описанные Ч. Диккенсом. На восьмом году жизни с Уэллсом случилось такое же несчастье, как и с его отцом: он сломал ногу и продолжительное время был прикован к кровати. В своей «Попытке автобиографии» («Experiment in Autobiography», 1934), написанной на склоне лет, Уэллс называет книги, которые особенно поразили его детское воображение: «Приключения Артура Гордона Пима» Э. По, «Парижские тайны» Э. Сю, а также работы по вопросам геологии и природоведения. Сразу же после окончания школы Уэллс стал учеником торговца.
Попытка устроиться помощником школьного учителя поначалу не была успешной. На протяжении некоторого времени он работал в аптеке, урывками изучал латынь и посещал среднюю школу, а со временем снова оказался за прилавком мануфактурного магазина. Дальнейшие перспективы казались неутешительными. Двое его братьев со временем начали торговать мануфактурой, но Герберта не привлекало это дело. Желание учиться становилось все более и более сильным, а пасмурное однообразие провинциальной жизни удручало. Уэллс самостоятельно подготовился к экзаменам, успешно их сдал и получил должность помощника учителя в школе. Свое страстное влечение к знаниям Уэллс сравнивал с жаждой, которой отличался герой роман Т. Гарди — простой каменщик Джуд. Уэллс отмечал, что к тому времени латынь была для него символом «интеллектуальной эмансипации».
Ему удалось вырваться из обывательской среды, которую он со временем мастерски будет изображать во многих своих романах («История мистера Полли» и др.). Получив право на стипендию, Уэллс стал студентом школы наук, которая со временем получила название Империал-Колледжа, и отправился в Лондон. Основной сферой его интересов были естественные науки. Уэллс занимался физиологией, анатомией, биологией, слушал лекции и работал в лаборатории Гексли, одного из величайших тогдашних ученых-физиологов. Напряженное обучение, постоянный недостаток средств и любой материальной поддержки испортили здоровье юноши.
В 1887 году врачи выявили у Уэллса симптомы туберкулеза. Лечиться пришлось на протяжении нескольких месяцев. Постельный режим позволил Уэллсу погрузиться в чтение.
В своей фантастике Уэллс рассказывает о необыкновенных открытиях, пишет о возможностях подчинить природу силами человеческого ума, изображает картины будущего. В бытовых романах он описывает скучную обыденщину, знакомит читателей с кругом повседневных дел и интересов героев — самых обычных обывателей. Лишь некоторые из них мечтают о свободной и независимой жизни: Анна Вероника, герой » Тоно-Бенге» Джордж Пондерво, которые стараются самостоятельно проторять жизненный путь и стремятся к знаниям.
Такая плановость, объединение фантастического и будничного, выдуманного и реального вообще характерна для творчества Уэллса. Писатель не только показывает человека в настоящем времени, в его будничных ситуациях, а и раскрывает заложенные в нем потенциальные возможности. По мнению Уэллса, человек (личность) объединяет в себе, так сказать, две сущности: он великий и могущественный по своим возможностям, но условия жизни, нависая над ним тяжелым бременем, не позволяют ему полностью раскрыться, нередко превращая его в злопыхательское и никчемное существо. Уэллс пишет о двух типах человеческой личности: в одном живет дух протеста и поиска, в другом — склонность к обывательскому покою и комфорту. У
Эллс в романе «Мир Вильяма Клиссольда» пишет, что человека «сначала нужно подать в соотношении ко Вселенной, потом — к истории и лишь после этого — в его отношении к другим людям и всему человечеству». Это помогает понять главные аспекты решения Уэллсом проблем взаимоотношения человека и мира: человек и Вселенная, человек и история, человек и его социальное окружение. Каждый из этих аспектов требовал определенной жанровой формы воплощения. Именно этим обусловлено обращение писателя к разным модификациям романного жанра.
Взаимоотношение человека и мира в романах Герберта Уэллса