Художественное время и пространство литературы реализма
Одним из любимых в художественной системе романтизма был мотив побега героя от серой будничности. Куда же этот герой «удирал»? Прежде всего, это могли быть какие-то далекие экзотические края. Например, у Джорджа Байрона — это места «паломничества» Чайльд-Гарольда или выдуманные восточные края, где происходят события его «восточных» поэм. Для Адама Мицкевича таким экзотическим краем стал Крым — «Восток в миниатюре» («Крымские сонеты») или история его родной Литвы («Гражина», «Конрад Валленрод»). Укажем, что в последнем случае история тоже выполняет роль своеобразного приюта романтической души. Итак романтики отдавали преимущество изображению исторических эпох, прежде всего Средневековью (вспомним расцвет жанра исторического романа во времена романтизма).
Вместе с тем следует заметить, что хотя реалисты также не сторонятся исторического романа («Саламбо» Г. Флобера), все-таки художественное время реалистических произведений — это преимущественно современная им жизнь общества. И показательным в этом плане есть подзаголовок к роману Стендаля «Красное и черное» — «Хроника ХIХ столетия».
Кроме того, местом побега романтического героя от будничности могла быть и какая-то выдуманная страна, виртуальный мир, как, например, Керепес или Джиннистан в повести-сказке «Крошечка Цахес, по прозвищу Цинобер» А. Гофмана. Вместе с тем действие большинства реалистических произведений происходит в реально существующем, конкретном и хорошо известном месте. Оно часто описано так наглядно и истинно, что кое-кто из исследователей даже проверяет номера домов и квартир, упомянутых в произведениях реалистов. И часто те номера и даже количество окон или балконов совпадают. Так, одним из ярких примеров реалистического художественного пространства есть Петербург Ф. Достоевского, где задумал и осуществил свое ужасное преступление Родион Раскольников — герой романа «Преступление и наказание». Некоторые исследователи даже ходили маршрутами Раскольникова и убедились, что Достоевский нигде не ошибся в названии улицы, моста через Неву или в нумерации домов.
Нужно указать, что время в реализме исторический и воспроизводится он с возможной конкретностью, ведь одним из основных принципов этого литературного направления стал историзм.
Недаром много писателей, которые стояли на границе этих эпох, в ранние (романтические) этапы своего творчества большей частью писали поэтические произведения, а в следующие (приближенные к реализму) — становились прозаиками. Это можно увидеть на примере творчества А. Пушкина и М. Лермонтова.
Относительно жанровых приоритетов, следует отметить, что середина ХIХ ст. — период доминирования реалистического социального романа. Именно этот жанр давал возможность полнее воссоздать картины жизни общества и глубже исследовать его проблемы, что и было одним из главных задач реалистов. В этом жанре могли найти воплощение разнообразнейшие аспекты реальной жизни. Недаром Стендаль требовал от писателей покорения «железным законам реального мира», а роман называл зеркалом, «с которым идем большой дорогой. Это оно отражает синь небосклона, то грязные лужи и колдобины», и если в этом зеркале появляются не совсем эстетичные вещи, то в этом нужно винить не зеркало, а тех, кому нужно упорядочивать пути…
По тематике романы можно условно поделить на семейно-бытовые, социально-бытовые, политические, исторические, психологические, романы воспитания, карьеры и т. п..
В реалистическом романе ХIХ ст. по обыкновению глубоко анализируется психология персонажей, которая дает основание вести речь о социально-психологическом романе. Специфические художественные возможности этого жанра оказались особенно созвучными эстетичным требованиям времени. Творчество выдающихся реалистов-романистов Стендаля, О. де Бальзака, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Э. Золя, Ф. Достоевского, Л. Толстого подняла на новую, высшую степень наилучшие традиции литературы предыдущих эпох.
Художественное время и пространство литературы реализма