Художественный анализ 91 сонета Уильяма Шекспира
Девяносто первый сонет Уильяма Шекспира входит в тематическую группу сонетов, адресованных другу, к подгруппе стихотворений, отражающих соперничество и ревность к другим поэтам.
Произведение имеет двунаправленный характер. С одной стороны девяносто первый сонет является прямым воспеванием любви, как высшей формы человеческого богатства; с другой — учитывая его адресата , он может быть рассмотрен и с позиции иронического подтекста, время от времени проявляющегося в сонетах Шекспира.
Первый катрен в форме перечисления дает список материальных ценностей, жизненно важных для большинства людей. К их числу, по мнению Шекспира, относятся:
Знатная родословная; Приобретенные навыки , искусство , ум (А.
Финкель) ); Богатство; Телесная сила; Модная одежда; Ястребы, охотничьи псы и лошади.
Второй катрен утверждает важность одного особого пристрастия для каждого человека и на уровне лирического героя создает противопоставление материального и духовного. Свое счастье поэт мыслит как особенное — отличное от всех остальных и лучшее по сравнению с ними.
Третий катрен продолжает идею противопоставления. В нем лирический герой полностью сосредотачивается на своих чувствах и высказывает мысль о ценности дружеской любви, которая важнее:
Высокого рожденья; Богатства; Дорогого наряда; Ястребов и лошадей.
«Сонетный ключ» прямо говорит о том, что все, чем владеет поэт, заключается в друге. Именно во власти последнего находятся все те ценности, которые делают лирического героя богатым, то есть счастливым. Следуя контексту, можно предположить, что речь идет только о дружбе, но, если учесть реальную подоплеку отношений между Шекспиром и графом Саутгемптоном, то вполне логичным представляется и иная трактовка лирического финала: в руках единственного покровителя поэта действительно находится все, чем он владеет или может владеть в материальном эквиваленте.
Художественный анализ 91 сонета Уильяма Шекспира