Я не волшебник, я только учусь
Психотерапевтом работать очень легко.
Когда пациент спрашивает вас:
«Что мне делать?» — вы отвечаете ему:
«И что же вам делать?»
Реплика психотерапевта из к/ф «Окончательный анализ»
Уважаемые коллеги, друзья!
Психология в нашей стране наука молодая и еще развивающаяся, для многих не совсем понятная. Неправильное представление и психологическая неграмотность многих педагогов и родителей о психологической помощи побудили меня написать эту статью. Многие считают психологов «волшебниками», у которых есть советы на все случаи жизни и рецепты от всех проблем.
Люди надеются на чудо. Наверное, так происходит потому, что мы живем в сложный «переломный» период, период бесконечных стрессов, материальных и социальных трудностей. Старые общественные ценности и устои разрушены, а новых, увы, нет.
Народ в растерянности и готов со своими проблемами идти к гадалкам, шаманам и не готов, а может и не имеет времени, возможности на осознание своих истинных потребностей, свое самосовершенствование и саморазвитие, поиск смысла жизни.
Очень часто ко мне обращаются с запросом, суть которого — желание изменить человека: неудобного ученика или члена семьи, близкого человека . Запрос звучит примерно так: «Помогите сделать его хорошим , и все остальные проблемы разрешатся сами собой» или звучит требование: «Я приведу его к вам, и вы повлияйте на него так-то и так-то. Сделаете с ним что-нибудь».
В практике любого консультирующего психолога такие запросы нередки и заведомо невыполнимы, но перед психологом находиться человек, которому действительно нужна помощь. Давайте попробуем разобраться в этой проблеме, что же с этим делать и на какую помощь следует рассчитывать в данном случае.
Рассмотрим несколько вариантов.
1. Начнем с того, что менять человека против его воли — это насилие, это манипулирование близким человеком. Дело это заранее провальное, поскольку никто не станет меняться против своей воли, разве только под воздействием жестокого насилия.
2. Перейти от позиции «изменить другого» к позиции «изменить себя». Менять себя вообще тяжело. Это подразумевает — осознать свое поведение, менять свои требования, свои реакции на поведение других домочадцев; стать более терпимым, стремиться к пониманию и иметь меньше желания властвовать, контролировать, доминировать — к этому человек не всегда может быть готов.
Да и учителям в силу их Профессии сделать это трудно и сложно.
3. Выбрать направление для решения проблемы, помочь разобраться в отношениях, а так же обратить внимание на роль самого консультирующегося в возникновении и развитии сложившихся отношений — вполне посильная задача для психолога. Но тогда и запрос, обратившегося человека за помощью, согласитесь, звучит по-другому.
Возникает проблема в формулировании жалобы, с которой Вы идете к психологу. Ниже приведен алгоритм хорошо сформулированной «вежливой» просьбы:
1. А кому это надо? — здесь необходимо четко озвучить источник просьбы. Например, » Я хочу……… от кого?».
2. От кого «это» хотим? — Наши «хотелки» подразумевают конкретного исполнителя.
3. Что имеется в виду? — Точное описание действия. Причина обращения. Цель действия.
4. Когда? — То есть срок исполнения действия.
5. Что хочешь в результате увидеть, услышать, почувствовать?
Например, » Я хочу, чтобы Вы провели до конца текущей недели психологическое обследование познавательной сферы Вити Иванова из 6-А класса. Причина жалобы — плохая успеваемость по всем предметам. Цель — выяснить причины хронической неуспеваемости.
В результате хотела бы получить рекомендации психолога по индивидуальному подходу в обучении и воспитании ученика.
Психолог не воспитывает учеников вместо их родителей и учителей. Психолог, прежде всего, адвокат ребенка в школе. С «вежливой» просьбой Вы можете обратиться не только к психологу, Вы можете обращаться к кому угодно.
Особенно хорошо «вежливая» просьба работает с подростками, которые стремятся сделать все по-своему и не терпят немедленного исполнения родительских «хотелок». Но здесь причина и цель действия может и не указываться.
Еще примеры: » Я хочу, чтоб ты убрал комнату к 17.00 вечера». С последующим применением санкций при необходимости: » Сын, я хочу, что бы ты мыл свою обувь каждый день, до 18.00 — обувь должна быть вымыта. Вернусь с работы, проверю.
Если обувь будет грязной к моему приходу, то….. «.
Дорогой читатель, вернемся к разъяснению о том, на что может рассчитывать, обратившийся за помощью к психологу. Очень хочется в связи с этим процитировать Юлию Алешину и Л. Я. Гозмана: «Мы — психологи, советов не даем, никаких лекарств не прописываем. Наша помощь людям состоит в том, что мы разговариваем с ними и стараемся помочь им увидеть их собственную ситуацию со стороны, с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и, если нужно, на основании этого принять решение или изменить свое поведение.
Анонимность гарантируем».
С уважением Крыхтина Наталья, практический психолог, арт-терапевт, телесно-ориентированный терапевт.
Я не волшебник, я только учусь