Я обречен познать тоску
Анализ рассказа И. А. Бунина «Холодная осень»
Анализ рассказа следует начать с достаточно традиционной, но действенной формы — чтения учителем самого текста. Как известно, преподаватель, читающий вслух, становится первым интерпретатором произведения, расставляет с помощью голоса и интонации его смысловые акценты. Бунинский рассказ небольшой по объему, и чтение его в начале урока тем более целесообразно, что не занимает много времени.
Следующий этап урока — «слово учителя», необходимо и как вступление, и как напоминание ученикам о главных темах бунинской прозы .
Сам анализ текста целесообразно начать с выделения в рассказе базовых мотивов и художественных приемов. На доске предварительно выписаны эти моменты.
Фабула и персонажи.
Хронотоп: бытийное и бытовое пространство и время, реальное и космическое.
Цветопись и «тактильность» текста.
Мотивы .
Дома ученики должны были найти в тексте проявления этих мотивов и выписать как можно больше примеров на каждый из пунктов. По ходу урока схема на доске будет расширяться и дополняться сделанными на уроке наблюдениями. Учителю необходимо подчеркнуть принципиальную последовательность зафиксированных на доске тем.
Первый вопрос учителя звучит так:
— Какова фабула рассказа? Изложите ее в нескольких предложениях.
Есть некий он, есть она — они любят друг друга; должна была состояться свадьба. Девушка очень боится потерять его. Он убит на войне.
И потом всю свою жизнь она сохраняет память об одном-единственном вечере — их самой счастливой встрече.
Необходимо начать с того, что лежит на поверхности текста, что может воспринять любое обыденное сознание. Ученики выясняют, что фабула слишком проста, значит, смысл нужно искать глубже.
Если школьники не обратят внимания на важную черту бунинской любовной прозы — отсутствие у героев имен, обозначение их только местоимениями , можно задать провокационный вопрос: Почему при пересказе фабулы вы постоянно делаете «речевую ошибку» — повторяете местоимения «он» и «она»?
От обыденного уровня восприятия текста переходим к работе с художественными категориями.
— Любой художественный текст, как вам известно, соотносится с универсальными категориями — пространством и временем, которые в тексте приобретают значение символическое. Как «сконструировано» данное произведение, какие хронотопы мы можем выделить и как они связаны друг с другом?
Один из учеников составляет схему, а остальные комментируют текст. Постепенно вырисовывается такая картина.
Дом как храм и оберег и последующее его разрушение; соответственно жизнь как путь и скитание. Путь как жизненный путь одного человека и как исторический вектор России начала XX века. Наконец, дом, лишенный пространственных границ, дом, находящийся за пределами земного мира.
Это то пространство, куда стремится героиня к своему возлюбленному, это движение к бессмертию: «И я верю, горячо верю: Где-то там он ждет меня — с той же любовью и молодостью, как в Тот вечер «. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи Ко мне…» «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду». Вместе с учениками учитель отмечает ключевые слова фрагмента: «где-то там» , «тот вечер» , «ко мне» . Таким образом, Бунин переводит пространство земное в пространство космическое, время линейное во время вечное.
— Время как мгновение и как вечность. Вечность у Бунина всегда циклична и неуничтожима. Так, героиня говорит в конце рассказа про единственный их вечер: «И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон».
Учитель обращает внимание старшеклассников на слова «сон» и «ненужный».
— Почему жизнь названа сном?
Мотив жизни как сна вообще свойственен бунинской поэтике. Жизнь — это иллюзия, но иллюзия горестная и трагическая.
— Кто виноват в этой трагедии? Война? Революция?
Бог? Неправильное социальное устройство?
Бунин внесоциален, поэтому и война, и революция, и история для него лишь частные проявления мирового зла, которое неуничтожимо. Весь рассказ — это попытка писателя понять и осмыслить, как мировое зло отражается на судьбе отдельного человека. Опять вспомним: у героев нет имен, и это подтверждение тому, что разные человеческие судьбы одинаковы, что человек является игрушкой в руках рока.
Затем учитель акцентирует внимание старшеклассников еще на одном важном временном аспекте произведения:
— Обратим внимание, что весь рассказ написан как воспоминание героини о прошлом. Какой мотив в связи с таким построением художественного времени проявляется в тексте?
Память. В мировом хаосе она является спасением от забвения. Память, по Бунину, не менее, а более реальна, чем поток действительности.
Она всегда связана с культурой, которая есть сохранение всего того, что уходит в небытие.
Преподаватель может прочитать ряд стихотворений Осипа Мандельштама , в которых наиболее ярко проявляется так называемая «культурная память» — особого рода поэтическая категория, служившая Мандельштаму основой его отношения к ценностям культуры. Такое обращение к «чужому» голосу позволит проложить пути к изучению поэтики акмеизма, а также сравнить «две памяти» великих художников слова.
— Какие художественные средства использует Бунин, чтобы подчеркнуть реальность памяти и ирреальность действительности? Как известно, Бунин — мастер описания тонких человеческих ощущений и состояний природы. И в этом он близок к импрессионизму.
Прежде всего цветопись, светопись и «тактильность». Также в произведении мы видим прямое включение стихотворной цитаты. Что касается импрессионизма, то герой в рассказе словно намеренно читает своей возлюбленной стихотворение Фета, так как именно в творчестве Фета много импрессионистических черт.
— Поработаем с этими категориями: назовите основные цвета, описания физических ощущений героев и определите значения цитируемых героем строчек Фета в контексте рассказа .
Цвет и свет. Ученики называют слова, обозначающие цвета, и дают их символическую интерпретацию, используя «Словарь символов»: «черное», «блестящее», «красное», «солнечное», «минерально-блестящие звезды», «сверкающее солнце». Черный цвет — трагедия человека, предчувствие беды.
Красный — цвет крови и также трагедии, цвет, знаменующий будущую катастрофу. Золотой связан с природой. Сочетаясь, цвета подчеркивают неразрывную связь человеческих ощущений с природным началом.
Школьники отмечают, что эпитет «блестящие» объединяет такие художественные детали, как звезды , окна дома , глаза героини и делают вывод о единстве всего в мире: природы, человека, неодушевленных объектов .
Много слов в рассказе посвящено ощущениям героев. Уже само название — «Холодная осень» — обозначение не только холодного времени года, но и метафорически — холода этого мира по отношению к человеку, все того же мирового зла. Старшеклассники называют слова и словосочетания, связанные с темой холода: «запотевшие от пара окна», «удивительно ранняя и холодная осень», «протерла стекло платком», «ледяные звезды», «сверкающий изморозью».
Что же касается Фета, то это и символ русской дореволюционной старины, и поэтическое осмысление природы, и наконец, приятие смерти, вечности. У Фета не замерзание и умирание, а вечное грандиозное движение по кругу; недаром в стихотворении употреблено слово «пожар» — антитеза холодному и ледяному миру.
— Какие еще традиционные мотивы встречаются в тексте?
Любовь и смерть. Любовь, по Бунину, тоже прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью, в художественном мире Бунина не найти счастливой любви. Любовь у Бунина вне законов времени и пространства, и поэтому смерть не только не уничтожает любви, но является продолжением ее в вечности. Несмотря на кратковременность любви, она все равно остается вечной — она неуничтожима в памяти героини именно потому, что мимолетна в жизни.
Неслучайно рассказ заканчивается мотивом любви: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер».
Заканчивая анализ рассказа, отметим, что его финал открыт для дальнейших интерпретаций. Поэтому в качестве Домашнего задания дадим небольшое сочинение-эссе, темой которого станут слова героини в конце рассказа: «И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон».
Я обречен познать тоску