Жанр, композиция, стиль произведений русской литературы XVIII века
Русская литература XVIII века имела много значительных достижений. Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин, Радищев переступили рубежи своего века и воспринимались последующими поколениями как важные эстетические явления. Немало заслуг и у других писателей этого времени. Поступательное органическое развитие литературы XVIII века отчетливо выявлялось в закономерной сменяемости ее различных направлений. И все же эта литература-только предварительный этап к той эпохе расцвета русской литературы, который она пережила в XIX столетии. В зачаточном состоянии была и литературная критика XVIII века, ее методы и приемы анализа произведений, ее жанры, стили, понятия и термины. Предмет ее еще только формировался.
Непосредственные предпосылки появления литературной критики, как и литературы в целом, были заложены в великих реформах Петра I, раскрывших богатства русского духа, возможности культурных общений с Западом. Сами реформы были величайшим актом критики всего устаревшего и утверждения зарождавшегося. Совершенно небывалые требования к личности, способностям ума, таланта стала предъявлять эпоха. Зарождающаяся новая русская национальная литература должна была с боем прокладывать себе дорогу.
Крестьянское восстание, или «пугачевщина» 1773-1775 годов потрясла империю Екатерины II, выявила внутренние классовые противоречия в русской жизни, решающим образом определила борьбу идей на литературной арене, их истинную цену; «просвещенный абсолютизм», еще недавно заигрывавший с Вольтером и Дидро, тщеславившийся тем, что провозгласил составление «Нового уложения» и собрал депутатов в 1767 году для его обсуждения, теперь явно обнаружил свое реакционное лицо и стал гонителем передовой мысли, истинной выразительницы народных чаяний.
Определенную печать на все идейное брожение второй половины XVIII века, находившее свое выражение в литературной критике, наложила Американская освободительная война 1775- 1783 годов, шедшая под знаком борьбы за национальную независимость, за конституцию.
Великие идеи века Просвещения, провозглашенные Монтескье, Руссо, энциклопедистами,- свобода, равенство, братство, так или иначе преломлявшиеся в критических диспутах, привели во Франции к революционному взрыву 1789-1794 годов, и эта Великая буржуазная революция также во многом определила расстановку сил, эволюцию личностей и группировок в русской литературе и литературной критике.
Велика была роль в судьбах русской критики очагов просвещения, в которых формировались первые ее таланты, во многом зависевшие от традиций и новшеств, уклада и уровня преподавания.
Подлинным лоном для критики являлась журналистика. Она в России ведет родословную от петровских еще, начавших издаваться с 1702 года, «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Здесь уже заложены идеи будущих «Санкт-петербургских ведомостей», которые издавались затем с 1728 года при Академии, «Московских ведомостей»- с 1756 года. В «Ведомостях» были даны начала и будущему карамзинскому «Вестнику Европы». По-разному оценивали текущую действительность официальные и полуофициальные издания: «Ежемесячные сочинения» от Академии наук (1755-1764) — действительно важный и содержательный журнал; «Всякая всячина», в которой задавала тон сама Екатерина II через подставных лиц, что послужило пищей для едких сатир Новикова в его «Трутне»; «Собеседник любителей российского слова», под дирижерством княгини Дашковой, где, несмотря на участие Фонвизина, Державина, большую роль играла Екатерина II, половину журнала занявшая своими «Записками касательно российской истории», по едкому замечанию Добролюбова, имевшими «вид высокой правды и бескорыстия».
Указ о «вольных типографиях» был уступкой духу времени со стороны Екатерины II. Указ она затем отменила, но он все же успел сыграть положительную роль. Еще с 1759 года Сумароков в своей «Трудолюбивой пчеле» начал формировать современную критику с весьма независимым мнением. Появились сатирические журналы, способствовавшие росту критики, ее приемов, жанров, злободневности: «Адская почта» Ф. Эмина, и особенно «Трутень» (1769-1770), «Живописец» (1772-1773) Новикова, прямо вступившие в полемику с Екатериной по вопросам сатиры, гражданского призвания писателя. Эти традиции были продолжены в «Почте духов» (1789), «Зрителе» (1792) Крылова, державшегося независимо и по отношению к господствовавшим литературным направлениям — классицизму и сентиментализму. Он упрекал эти направления в потаканий господским вкусам, оглядке на то, что указывают с трона.
Подлинную связь между элементами литературной жизни — писатель — журналист — читатель — удалось первоначально наладить Карамзину в его очень живых по содержанию и стилю «Московском журнале» (1791-1792) и «Вестнике Европы» (1802-1803). Недаром Н. А. Полевой впоследствии называл журналы «сводчиками литературными». И действительно, на их страницах критика осуществляла свою главную роль-быть самосознанием направлений, их боевым оружием.
Русская литературная критика началась как классицистическая критика. Но она осваивала и перерабатывала наследие различных эпох: античности, Возрождения, классицизма, Просвещения. Первое, что делает Тредиаковский,- переводит «Эпистолу к Пизонам» Горация, «Искусство поэзии» Буало. Опираясь на Буало, пишет свои «Эпистолы»» Сумароков. Изучаются поэтики и критические суждения Лонгина, Попа, Готшеда, Вольтера. При этом впервые осознавались природные нормы русского языка, русской версификации, поэтики, систематизировались изначальные эстетические понятия применительно к опыту зарождавшейся новой русской Литературы.
Впервые слово критик в русской литературе употребил Кантемир в 1739 году в примечаниях к своей седьмой сатире («О воспитании») в значении «острый судья», «всяк, кто рассуждает наши дела». С 1750 года слово критика встречается у Тредиаковского уже в русском написании в более отвлеченно-теоретическом и специально-литературном значении («Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении, поныне на свет изданном от автора двух од, двух трагедий и двух эпистол, писанное от приятеля к приятелю»). Через два года в примечаниях к переводу «Эпистолы к Пизонам» Горация Тредиаковский высказал мнение, что критика должна быть «тонкой, достоверной и рассудительной»; образцом такой критики он считал Аристарха.
В литературных, филологических трудах Ломоносова обозначилась глубокая внутренняя связь критики с рационалистическим классицизмом, на первый план был выдвинут основной принцип этой эстетики — понятие о «высоком», «возвышенном». Была выстроена целая иерархическая система критериев в области риторических правил, классификации содержания и стилей произведений, регламентации в области жанров и даже размеров русского стихосложения, з разработке этики самих критических выступлений.
Классицистический нормативизм, обогащаемый идеями Просвещения, помогал русской литературе наикратчайшим путем осознать свои общенациональные задачи, покончить со сковывающей средневековой схоластикой, клерикализмом в эстетическом мышлении, выйти на простор современной общечеловеческой культуры, в мир строгих «цивилизованных» общественных и художественных представлений. Насаждавшиеся Екатериной II идеи «просвещенного абсолютизма» стремились подчинить этот Процесс, несший в себе в конечном счете антифеодальные, демократические начала. Вследствие этого русский классицизм развивался крайне противоречивым путем и специфика его еще далеко не полностью изучена.
Жанр, композиция, стиль произведений русской литературы XVIII века