«Жизнь есть сон», анализ пьесы Кальдерона
Знаменитая пьеса Педро Кальдерона де ла Барка впервые была представлена публике в 1635 году. Созданная в период расцвета испанской литературы, она стала одним из знаковых произведений своей эпохи. В ней драматург наиболее полно раскрыл истинную сущность человеческого бытия и натуры.
А помог ему в этом им же разработанный жанр религиозно-философской драмы.
«Жизнь есть сон» — пьеса из трех «хорнад» . Слово «хорнада» имеет испанские корни и обозначает «жизненный путь человека, пройденный за день». Художественное время драмы как раз и состоит из трех дней: в первый — происходит расстановка героев на конфликтных позициях, во второй — напряжение достигает кульминации, в третий — происходит развязка.
Три хорнады становятся в пьесе и тремя этапами взросления человеческой души. В первый день мы видим Сехисмундо — человеком, который мало чем отличается от зверя: он всю жизнь провел среди диких скал и ему знакомо лишь это естественное существование, лишенное человеческих чувств и морали.
Вырванный из привычной ему среды, герой проявляет себя как настоящий зверь — жестокий, кровожадный, мстящий за свои былые унижения всем, в том числе, и родному отцу. Власть второго дня открывает в Сехисмундо самые худшие качества — эгоизм, несдержанность, похоть.
Проснувшись в темнице, бывший принц приходит к выводу, что «жизнь — есть сон», и не изменяет ему даже после того, как узнает от Росауры подробности своего вполне реального царствования. В уста Сехисмундо Кальдерон вкладывает основное христианское положение всех времен и народов: «Мы здесь до пробуждения спим». Спит царь, наслаждаясь своим правлением, спит богач, теша свое тело материальными благами, спит бедняк, горько сетующий на судьбу, но рано или поздно ко всем приходит пробуждающая от жизни смерть.
Осознав это, Сехисмундо решает творить добро, как то единственное, что оставляет свой след — как во сне, так и в человеческом существовании.
«Жизнь есть сон», анализ пьесы Кальдерона