Звезды, таящие мысли глубокие
Почему мы начинаем наши уроки по данной теме с произведений XVIII-XIX веков?
Во-первых, XVIII-XIX века — это время расцвета культуры русской цивилизации, а ядром ее, как известно, является система верований, постижение истин бытия. Для России — это православие. Наша задача — проследить, как на протяжении веков проходило переосмысление самого значимого и яркого события новой эры — Рождества Христова, перевернувшего сознание людей.
И естественно, что русская литература не могла оставить без внимания это событие. Именно в XVIII веке складывается светское осмысление событий Рождества, повлекших изменение мира в направлении любви к людям и спасения души.
Началом новой эры послужило мистическое событие — Вифлеемская звезда, появившаяся на небосклоне и указавшая путь волхвам к месту рождения Бога. И русская классическая литература стремилась приблизиться к совершенству, выраженному в образе Божьем, и открыть для себя ту звезду, которая указала бы путь поэтам к достижению небывалых высот, открывающих путь в постижении истин. Вот почему русская классическая литература, начиная с XVIII века, и смотрит на звезды, пытаясь понять, переосмыслить и оценить свое предназначение в деле общего духовного развития.
Во-вторых, начиная анализ стихотворений с XVIII века, мы преследовали и сугубо практическую цель — повторить пройденный одиннадцатиклассниками в 9-м и 10-м классах материал, связанный с творчеством великих русских поэтов, повторить некоторые литературоведческие понятия, подготовить учащихся к восприятию нового для них материала.
Уроки литературы, посвященные поэзии, несомненно, выполняют чрезвычайно важную задачу — помогают остановить процесс эмоционального обнищания, по выражению В. Корнилова, развивают эмоциональную сторону личности детей и подростков, формируют способность к эстетическому наслаждению, к сопереживанию, заставляют душу «трудиться», «учат по-человечески страдать» . Поэзия, как вид искусства, обращена к сердцу, способна вызвать у людей самые разнообразные, тончайшие переживания, несет людям радость познания, зовет к раздумьям, к сотворчеству, сея зерна добра и красоты, очищает и возвышает душу.
Тебе дано пороки побороть, Гармония, души моей Господь… Игорь-Северянин
Отсчет своей общей истории человечество ведет от Рождения Иисуса Христа. А возвестила людям о появлении Спасителя Вифлеемская звезда — звезда путеводная.
И русская поэзия, выполняя бытийное предназначение , на протяжении веков высматривает эту путеводную звезду, звезду, указывающую путь к высотам Духа, путь к постижению истины. С тревогой познания и надеждой обретения смотрят поэты в Пылающую бездну неба, а вместе с поэтами и мы со своими учениками на уроках литературы пытаемся постичь земные тайны звезд, приобщиться к этим высоким исканиям, омыть, очистить душу чистыми волнами поэзии и вечности.
Урок 1. Звездное небо в русской поэзии
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете? С. Есенин. «Звезды»
Вопросы, вынесенные в эпиграф к нашему уроку, русская литература стала задавать чуть ли не с момента своего рождения. Попробуем и мы сейчас совершить экскурс в прошлое, чтобы увидеть, как «хорошие и разные» поэты отвечали на вопрос, какой «силой пленяют душу звезды». В середине XVIII века на вечернее звездное небо взглянул Михаил Васильевич Ломоносов.
Потрясенный, взглянул снова… и на свет появился настоящий шедевр молодой русской поэзии — «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
— Читаем первые две строфы.
Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен!
— Как же небо с его бесчисленными звездами отражается на мироощущении человека, на его внутреннем мире?
Ломоносов отвечает: человек чувствует свое ничтожество перед великими загадками природы, но взгляд на звездное небо заставляет его задуматься над тайнами бытия, побуждает к поиску отгадок, рождает в нем потребность мыслить. С этих пор тема «человек и звезды» станет сквозной в русской литературе. Через сто лет появится стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Герой стихотворения созерцает картину звездного мира.
— Найдите слова, характеризующие этот мир.
— А что происходит в душе человека, обратившего свой взор к небу?
На фоне гармонии мира, где даже «пустыня внемлет Богу», отчетливо видны раздирающие душу человека противоречия, сомнения и тревоги, желания и страсти. Однако достижение внутренней гармонии возможно, если уйти от суетности мира и обрести свободу от жизненных тягот и, как следствие этого, покой в душе. Желание «заснуть» — это желание остаться наедине с собой, не терзаясь грехами человеческой природы.
Внутренняя гармония тогда будет подобна той, что царит среди звезд.
«Среди звезд» — так называется стихотворение Афанасия Фета , написанное спустя сорок лет после лермонтовского.
— Что сближает стихотворения Лермонтова и Фета?
— Как же Фет отвечает на вопрос, поставленный нами в начале урока?
— Стихотворения Фета и Ломоносова перекликаются. Найдите эти переклички.
А. А. Фет:
Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной Ты думы вечной догоняешь тень…
М. В. Ломоносов:
Звездам числа нет, бездне дна… Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен.
Отголоски сразу нескольких произведений можно услышать в стихотворении И. А. Бунина, вместе с которым мы вступаем в XX век, — «Не устану воспевать вас, звезды!..» . Попробуем выявить их.
Вслед за Фетом Бунин в каждой строке сопоставляет «я» и «вы» — лирического героя и предмет его восхищения. Одна из линий сопроставления — «вечность — мы, ты — миг» у Фета и бунинское:
Дни пройдут — вы будете светиться Над моей забытою могилой.
Есть в стихотворении и отголоски лермонтовской надежды на приобщение к мировой гармонии:
И мечта, быть может, воплотится, Что земным надеждам и печалям Суждено с небесной тайной слиться!
Вернемся к нашему эпиграфу. Он представляет собой первую строфу стихотворения «Звезды» С. А. Есенина. Совсем юный поэт пытается найти ответы на те же вопросы, что мучили поэтов до него.
Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие?
И, может быть, Есенин сам не замечает, что отвечает на эти вопросы в последней строфе.
Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!
Сила звезд — в той ласке и нежности, с какой звезды смотрят на нас сверху, несут умиротворение и покой, свет и тепло, и уже «ничего не страшно», как писал современник Есенина Владимир Маяковский. Вот зачем зажигают звезды, вот зачем русская литература «смотрит» на них.
В этой связи интересен еще один поворот, который находим в романе М. Ю. Лермонтова » Герой нашего времени» .
Здесь автор, размышляя над судьбой своего поколения, «скитающегося по земле без убеждения и гордости», «не способного к великим жертвам», находит причину этого в том, что люди его поколения не смотрят больше на звезды и не верят, что «светила небесные принимают участие» в их судьбе. Им противопоставлены «премудрые люди», которым «силу воли придавала уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным».
— Каково отношение Печорина к фатализму его предков?
Существует неоспоримая связь между присутствием в человеке веры, символом чего и выступают звезды, и его нравственными качествами.
Это совсем не случайно, ведь поэзия, как и философия, является способом познания мира и решает те же вечные вопросы.
С чем же связано обретение звездами подобного символического значения? Попробуем ответить на этот вопрос на следующих уроках.
Уроки 2, 3. Рождественская тема в русской лирике XX века
Урок начинаем с чтения стихотворения В. В. Набокова «Евангелие Иакова, гл. 18».
И видел я: стемнели неба своды, И облака прервали свой полет, И времени остановили ход… Все замерло. Реки умолкли воды. Седой туман сошел на берега, И наклонив над влагою рога, Козлы не пили. Стадо на откосах Не двигалось.
Пастух, поднявши посох, Оцепенел с простертою рукой, Взор устремляя ввысь, а над рекой, Над рощей пальм, вершины опустивших, Хоть воздух был бестрепетен и нем, Повисли птицы на крылах застывших. Все замерло. Ждал чутко Вифлеем…
И вдруг в листве проснулся чудный ропот, И стая птиц звенящая взвилась, И прозвучал копыт веселый топот, И водных струй послышался мне шепот, И пастуха вдруг песня раздалась! А вдалеке, развея сумрак серый, Как некий Крест, божественно-светла, Звезда зажглась над вспыхнувшей пещерой, Где в этот миг Мария родила.
— Здесь четко можно выделить две части, противопоставленные друг другу. Выпишем ключевые слова, которые показывают это наглядно.
Звезды, таящие мысли глубокие