«Горе от ума» — выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой пьесе автору удалось показать все стороны жизни дворянства того времени. Особое место в комедии занимает мир женщин. Какими же автор показывает нам представительниц фамусовского общества? Прежде всего следует сказать о безграничной власти женщин в обществе московских дворян: Судьи всему, везде, над ними нет судей, — говорит о дамах Фамусов.
Когда же Павел Афанасьевич узнает о проступках Софьи, он восклицает: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» И не князь Петр, не Фома Фомич, а именно женщина! Очень велика власть женщины в семье: Наталья Дмитриевна Горич обращается с мужем, будто он маленький мальчик. Платон Михайлович только и слышит: «Мой милый, застегнись скорей» или «мой ангел, бога ради от двери дальше отойди». Бал вещь хорошая, неволя-то горька; И кто жениться нас неволит! — произносит он.
И все же продолжает подчиняться жене. Недаром Чацкий назвал мужа-мальчика, мужа-слугу «высоким идеалом московских всех мужей». А что можно сказать об интересах дам высшего общества?
Все, что привлекает их, — это балы, наряды, французские романы, а матерей — поиск женихов «с звездами да с чинами» для своих дочерей. Даже такие старухи, как полуглухая графиня-бабушка и Хлестова, приехали на танцевальный вечер к Фамусову, несмотря на то, что Хлестова заявляет: Легко ли в шестьдесят пять лет Тащиться мне к тебе, племянница?.. — Мученье! А графиня-бабушка после вечера признается: Когда-нибудь я с пала да в могилу. А вот разговор Натальи Дмитриевны с многочисленными княжнами Тугоуховскими: они, осмотрев друг друга с головы до ног, принимаются обсуждать «складочки», «фасон прекрасный», «тюрлюрлю атласный» и «эшарп», подаренный кузеном. Ну а мать шести дочерей занята подбором подходящей партии для своих дочерей.
Увидев новое лицо, Чацкого, она тут же хочет пригласить его в дом, но узнав, что он небогат и нигде не служит, тут же меняет свое решение. Из ряда постоянно кривляющихся дворянских дочек, льнущих к военным, «потому что патриотки», несколько выпадает Софья. В ней нет той «страсти к мундиру», о которой говорит Чацкий в своем монологе: девушка влюбилась в «безродного» Молчалина. Она не страшится сплетен, разговоров в свете. «Что мне молва!» — восклицает она.
Софье трудно скрывать свои чувства и притворяться: когда Молчалин упал с лошади, она готова была «в окошко… прыгнуть» к нему. Однако Софья принадлежит все-таки к фамусовскому обществу, и все хорошее, что было заложено в ней природой, потеснила среда, в которой девушка жила и воспитывалась. Более того, Софья совершает низкий поступок, ведь это именно она становится источником злой сплетни о Чацком. Все это отдаляет девушку от таких людей, как Чацкий, от представителей «века нынешнего». В комедии есть еще один женский персонаж — служанка Лиза.
Она, конечно, существенно отличается от других женщин в пьесе, ведь она — девушка из народа. Согласно классицистической системе амплуа, Лиза является субреткой, устраивающей барышне свидания с любовником. Сама Лиза отвергает приставания и Фамусова, и Молчалина. Она страшится «барской любви», ее не прельщают всевозможные зеркальца, помады и тому подобные «интересы», которые предлагает ей Молчалин. Девушка влюблена в буфетчика Петрушу и хранит ему верность.
Кроме того, Лиза играет очень важную роль в комедии, ведь она является вторым резонером, то есть героем, выражающим точку зрения автора. Достаточно вспомнить, какие меткие характеристики она дает другим персонажам: Чацкому, Скалозубу, Молчалину. Таким образом, женщины в комедии воплощают собой черты того общества, к которому они принадлежат, и делают «картину нравов» жизни московского дворянства, нарисованную в пьесе, более полной и красочной.