Человек — неотъемлемая часть природы
Школьное сочинение по роману Кнута Гамсуна «Господин». Кнут Гамсун вошел в мировую литературу как тонкий лирик, который умел передать незаметные струны человеческой души. Его волновали проблемы нарушения гармонии природы, которые считались опасными не только для их современников, а и для будущих поколений. Писателя поражали «горы, которые слышат даже дыхание скота», а «лицо» туч в высочестве казалось ему чуткими. Настоящим феноменом литературы XX столетия постоянное творчество норвежского писателя Кнута Гамсуна. Мастер психологического анализа, тонкий лирик, он умел передать едва заметные порухи человеческой души. По его мнению, разрыв духовных связей между людьми, нарушение гармонии природы, как следствия жестокости цивилизации, были опасные не только для его современников, а и для будущих поколений. Писатель считал, что чувство и переживание — это «особый воздух, которым дышит каждая эпоха», и важно, чтобы оно осталось преисполненным ароматов трав и деревьев, а не горького привкуса цивилизации. Именно эти мысли нашли свое воплощение в романе «Господин». Углубляясь в мир человеческих переживаний, Кнут Гамсун показывает любовь на фоне замечательной северной природы, которая имела бы стать образцом гармонии и совершенства, если бы же люди прислушались к голосу ума. Неоднократно подчеркивая то, что человек — неотъемлемая часть природы, автор призывает подчиняться ее законам, не поднимать гармонию окружающего мира.
«Грустные горы укрыла печальная пихта. Их поят печалью тени от туч, которые все стирают бледную улыбку». Ветра «чешут кудри» горных пихт, а солнце маслит их. В центре этой природы — человек — «здоровая, как горный воздух, легкая, как поток в своем бегу». Действие романа Кнута Гамсуна «Господин» также происходит на фоне суровой северной природы. Замечательные пейзажи помогают понять характеры героев, осознать, что человек — неотъемлемая часть природы, предметный мир которой почти неопределенный. О листве, зверях, птицах герой догадывается лишь за звуками: «Ночи совсем не стало, солнце только нырялов море и сразу появлялось снова, красное, свежее. Будто вдоволь напилось глубокой воды. Лесом слышался шелест. И призывами исполнялся воздух».
Игра звуков и красок, присущая импрессионизму, обогащает психологическую палитру двух произведений, делает их вдохновенным гимном красоте мира. Кнут Гамсун — художник психолог. Его не удовлетворял только сказочный пейзаж природы, ему нужно было заглянуть в человеческую душу, понять, что его беспокоит, чем она живет и на что надеется. Именно заинтересованность особенностями духовного залога человека принуждают Гамсуна провести своего героя через определенные испытания. Главный герой, лейтенант Томас Глан, которому надоел мир цивилизации — охотник и мечтатель, любит природу, любуется ее изменениями и чувствует себя счастливым и свободным человеком. Он сознает себя частью природы, ощущает своя связь с ее могущественной стихией. «Время плывет медленно… мне уже тридцать лет, но это еще не так много»,- успокаивает себя Томас. Так, тридцатилетний лейтенант, охотник и мечтатель, изменяет военную форму на «одежду Робинзона», живет в лесной гуще со своим любимцем собакой Эзопом. Пустые развлечения богатеев равнодушны ему, так как мир цивилизации воспринимается им как несовершенное, искусственное отображение мира природы. Только среди шептания вековечных деревьев он успокаивался, ощущал себя крепким и здоровым. Он «радовался запахом корней и листву, запахом сосновой смолы», и ничто не смущало его душу. Но отвесные порывы души Глана часто нельзя было постичь, и автор подчеркивает, что не только на его пороховнице, а и в нем самому будто сидело божество — Господин. За классической мифологией Господин — сын Гермеса, бог лесов, отар, пастухов, который преследует нимф в порыве влюбленности.
Одухотворение природы — это вечная сказка, которая связана с представлением о боге и черте, с осознанием борьбы — добра и зла. Именно поэтому норвежский писатель показывает, что при всей внешней непохожести мифический бог и современный «нервный человек» XX века, с ее неуравновешенностью и синдромом вечного путешественника, с ее желанием убежать от реальности в мечту, подобен, так как сливаются в одно целое с природой. По утверждению Александра Куприна, Господин — это сила природы, дыхание которой ощущается «в тайне любви», какое неудержимая сила соединяет все живое на земле. Господин — это воплощение стихийного начала, которое живет в каждом из героев Кнута Гамсуна. В романе Кнута Гамсуна волевая стихия любви, которую воплощает Господин, требует себе жертв. Эта стихия поглощает нежную влюбленную в Глана Еву. Эта стихия старается поглотить Эдварду, но ее холодное благоразумие получает победу, но разрушает жизнь девушки. Эта стихия старается поглотить Глана, но это произойдет позднее, в романе «Смерть Господина». Ощущение поглощения волевой стихией рисовало в воображении Томаса неугомонного Господина, который наблюдал за ним и уже давненько ожидал к себе. Безобразное зрелище божества, которое будто бы алкало из собственного живота, не давало Глану покоя. Бессмысленная любовь, которой не имела связей с природой, было страстью, требовало новых и новых жертв.
Итак, писатель говорит о любви как разрушительной силе? Нет, Гамсун, рисуя непреодолимую силу любви, ищут и находят ее источники в таинствах природы, таинстве жизни, таинстве человеческой души, которая сохраняет в своих глубинах весь вековой опыт вплоть до верований далеких предков. Своими произведениями авторы подчеркивают, что идеал любви, поставленный свыше жизней, пронизывает все существование человека, становится своеобразным средством ее усовершенствования. Во время бури пленила сердце Глана высокая, лет 15-16 Эдварда, благодаря ней еще острее ощущает он и красоту окружающего мира, и свое единство с природой. «Я радовался запахом корней и листву, запахом сосновой смолы. Только в лесу я успокаивался и ощущал себя сильным, здоровым и ничто не смущало душу». Несмотря на чувство взаимной любви, отношения Глана и Эдварды были сложными и непонятными. Эта девушка привлекала его не столько своей внешней красотой, сколько совершенством мыслей, красотой души. Ревность, которая сопровождала страстную любовь лейтенанта, толкали на невероятные поступки и служили причиной горя близким ему людям.
Стараясь найти согласие с самым собой, Опьяневший от любви, Глан знакомится с Евою, молодой замужней красавицей. Автор говорит, что было что-то особое во «взгляде» Томаса, который будто магнитом влекло к себе женщин, и искренняя душой Ева, будто мотылек, летела на свет, не ощущая опасности. Для молодой женщины это было первое чувство. Из покорной домашней рабыни она превращается в личность, ощущает свое достоинство и независимость. Ее чувство безграничное и, главное, оно ничего не требовало от любимого. Любовный треугольник, как же он решится, — искренность чувств или умелая игра?! На протяжении всего романа мы ощущаем страстный напев Господина, лесного божества, который, за мифологическим сюжетом, преследовал нимф в порыве влюбленности. Автор не раз подчеркивает, что человек — частичка мира, а Господин — воплощение стихийного жизненного начала, которое живет в каждом герое. Этот напев Господина сопровождает главную тему произведения — любовь, так как оно возникает как непобедимая сила, которая не руководствуется умом, отбрасывает моральные принципы. ее волевая стихия, будто языческое божество, требует себе жертв. Именно он привлекает и поглощает Еву, делая из нее первую жертву на алтаре этой бессмысленной любви. Женщина гибнет во время взрыва мины, которую заложил ее любимый, чтобы отпраздновать грандиозным фейерверком отъезд другой женщины, ее соперницы, недосягаемой Едварды. Потеряв Еву, Глан будто сошел с ума от невероятной боли этой потери. Он ощутил себя одиноким без ее любви, ее улыбки, ее заботы. «Ты отдала все, и это тебя не обременяло, так как ты была щедрая и ты любила». Едварда — совсем другой тип женщины, она умеет любить, но ее любви бракует самопожертвования. Для нее любовь — это борьба, в которой победу видит только за собой. Поэтому их отношения с Гланом не искренние, так как им присущий характер любовного поединка, в котором каждый выступает гордым эгоистом. Ощущение поглощения волевой стихией рисовало в воображении Томаса неугомонного мифического Господина, который наблюдает за ним. Глан ощущал, что потерял связь с природой, потерял равновесие чувств, ощущал, что его поглощает страсть и жажда победы. Именно эта неугомонная страсть требовала новых жертв. На этот раз на алтарь было принесено его любимую собаку Эзопа, труп которого, как осознание смерти любви, которая не осуществилась, и жизнь, которая не удалась по вине самых людей.
Роман заканчивается трагически, но главное лицо так и остается почти не узнаным. Это могущественный Господин, могущественная сила природы, «дыхание которой ощущается и в морской бурые, и в тайне любви», которое неудержимо соединяет все живет на земле. Итак, стараясь решить сложную проблему отношений человека и природы, Кнут Гамсун подчеркивает, что все мы ее дети, поэтому не можем пренебрегать законами единства, мудрости, гармонии. Именно тот человек, который сознает свою причастность к необъятному океану природы, может быть и будет счастливой. Никакие достижения цивилизации не заменят человеку простых и искренних чувств, которые пленят ее душу во время общения с матушкой-природой. Вот почему выдающийся психолог Кнут Гамсун ищет непреодолимую силу любви в таинствах природы, таинствах человеческой души.
Человек — неотъемлемая часть природы