Читаем рассказ Андрея Платонова «Еще мама»
Рассказ «Еще Мама» изучается в начальной школе, а программа под редакцией Г. И. Беленького рекомендует его для самостоятельного чтения в 5-м классе. Я также предлагаю прочесть рассказ «Еще мама» именно в 5-м классе, причем рассмотреть его в аспекте социализации личности. Образ Артема, впервые вышедшего изпод опеки матери, важен для уяснения пути становления личности от маленького Никиты , познающего мир, до Васи Рубцова — «полного человека» .
Платоновский герой открывает для себя горизонт всех людей, отправляясь «первый раз в первый класс». Чтобы понять авторский замысел, мы сопоставляем героев рассказов «Еще мама» и «Никита», опираясь на мысль о едином контексте произведений писателя.
В рассказе раскрывается важный в художественной системе писателя образ матери. Начав работу над ним при изучении рассказа «Еще мама», мы вернемся к этому образу в 6-м классе , а также в 8-м классе . Для выявления особенностей стиля А. Платонова предлагаем сопоставить рассказы «Еще мама» А. Платонова и «Филипок» Л. Н. Толстого, а также вспомнить изученный в начальной школе рассказ А. Платонова «Сухой хлеб».
Беседу на уроке начинаем с выяснения первоначального впечатления о рассказе.
— Понравился ли вам рассказ?
— Какова основная мысль произведения?
— Почему рассказ называется «Еще мама»?
— Что общего и в чем различие между Артемом и Никитой, Артемом и Филипком?
Учащимся произведение писателя нравится. Смысл названия рассказа пятиклассники видят во встрече Артема с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артема «еще мамой». Это событие они считают главным в произведении.
Говоря о героях А. Платонова Никите и Артеме, ученики отмечают богатую фантазию мальчиков, которая разыгрывается, когда герои остаются одни.
От первоначального впечатления движемся к постижению идей произведения, особенностей стиля писателя. Рассказ «Еще мама», несмотря на малый объем, довольно глубок по содержанию, по тем проблемам, которые затрагиваются в нем. Рассматривать их начнем с ответов на вопросы.
— Какое событие изображает писатель в рассказе?
— Как воспринимает школу Артем? Почему он не хочет идти в школу?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем учащимся прочитать по ролям диалог Артема с матерью. Главная цель работы с диалогом — помочь пятиклассникам проникнуть в психологию героев, вызвать интерес к проблеме, затронутой в произведении.
Прежде чем учащиеся приступят к чтению по ролям, им предстоит определить границы диалога, его основную мысль, выбрать исполнителейчтецов, обменяться мнениями о героях. Но самое главное для школьников в подготовительной работе — составить своего рода «партитуру» чувств героев в каждый из моментов разговора, дополнив пояснениями реплики матери и сына в диалоге. В результате школьниками создается инсценировка одной из частей рассказа.
Работа направляется следующими вопросами.
— Почему мать соглашается с заявлением сына, что он в школу ходить не будет? В какой момент мягкая рука матери стала твердой? Что этой деталью подчеркивает А. Платонов в характере матери?
— Почему Артем изменил свое решение и пошел в школу?
— С какой целью Артем говорит с матерью о смерти?
«- Нет, она за тебя не будет, — тихо произнес Артем. — Она чужая». Как воспринимает мир герой?
— Проследите авторские ремарки в диалоге. Когда обрадовался Артем? Засмеялась мать?
— Замените нейтрально окрашенное слово «сказал» на слова с экспрессивной окраской. В какой тональности происходит диалог героев?
— Как автор описывает расставание матери и сына? Какое чувство испытывают герои? Как можно охарактеризовать поведение героев?
Разговор Артема и матери при всей внешней незначительности исполнен чувства любви. Мать, не желая преждевременно травмировать сына, мягко соглашается с его заявлением, что он в школу ходить не будет. Однако, когда приходит время, она с твердостью ведет сына в школу.
Сын покорно соглашается идти, не желая обидеть мать. По дороге Артем серьезно, как взрослый, наказывает матери, чтобы она не умерла, пока он будет учиться. Эти слова мальчика, который боится неизвестной и таинственной школы, имеют двоякий смысл: они одновременно выражают трогательную заботу сына о матери и скрывают в себе уловку и хитрость: а вдруг мать сжалится и не поведет в школу.
И конечно же, слова Артема вызывают у матери улыбку.
После такой предварительной работы Чтение по ролям Достигает своей цели. Школьники понимают, что писателя волнуют проблемы глубоко человеческие. Нежелание Артема учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять ее.
Артем еще слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки. Сравнение отношения к школе Филипка (Л.
Н. Толстой. «Филипок») и Артема позволяет понять, что Артем гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.
Боясь огорчить мать, из любви к ней Артем идет в школу; так рождается новое качество человека — мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артема полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.
Продолжением беседы может стать Слово учителя. Цель его — показать автобиографическую основу произведения. Необходимо обратить внимание учащихся на своеобразие детских образов писателя. Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А. Платонова.
Особенно остро воспринимают мир Дети. В изображении писателя дети — это какието маленькие взрослые, серьезные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжелую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестер, но и дальних, «чужих людей» .
Истоки такого родственного отношения к людям лежат в тяжелом трудовом детстве писателя.
А. Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать , испытать горечь безвозвратных утрат . Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей.
Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронес А. Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна. «Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю». Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А. Платонова «Еще мама».
Анализ рассказа продолжается выявлением основных Сюжетных элементов , составлением плана произведения.
Беседа по эпизодам произведения позволяет учащимся понять замысел автора. Завязкой произведения является самостоятельный путь героя в школу, кульминацией произведения — эпизод спасения от быка и развязкой — разговор с матерью.
План рассказа «Еще мама» отражает его основные сюжетные элементы.
1. Разговор Артема с матерью.
2. Путь в школу.
3. Учеба в школе.
4. Разговор с матерью.
Однако третий пункт требует уточнения: составляем с учащимися сложный план. Учеба в школе делится на следующие эпизоды:
А) разговор умных детей во дворе школы;
Б) знакомство с учительницей;
В) первый урок;
Г) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артеме;
Д) урок чистописания;
Е) спасение от быка;
Ж) знакомство со старикомпогонщиком;
З) «Вся наша родина — еще мама тебе».
Анализ произведения Идет по следующим вопросам.
— Кого встречает Артем по дороге в школу? Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов? Чем можно объяснить страхи героя и враждебность окружающего мира?
— Почему автор пишет «никого не было, один ветер шумел», а не «ничего не было»?
— Почему Артем, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?
— Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артему?
— Как ведет себя Артем в школе?
— О чем думает Артем на уроке? Как эти мысли мальчика характеризуют его?
— Как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учебой?
— В какой момент появляется бык, а затем старик погонщик?
— Как ведет себя учительница в эпизоде с быком?
— Зачем автор вводит в произведение эпизод со стариком погонщиком?
— Какой из эпизодов можно считать кульминацией рассказа? Что эта ситуация помогла понять Артему?
— Почему изменилось отношение Артема к учебе, к школе?
— В диалоге Артема с матерью в начале рассказа звучит слово «скучать», в конце произведения в диалоге с матерью Артем говорит, что учительница соскучилась о нем. Какой смысл вкладывает автор в слово «скучать»?
— Как Артем относится к матери? К окружающим людям?
— «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию» . Как эта мысль писателя подтверждается в рассказе?
— Кто «еще мама» Артему? В чем смысл названия рассказа?
— Какой художественный прием лежит в основе произведения? Какова идея рассказа?
На уроке ведется Работа над портретом учительницы. Ведущими приемами работы становятся «собирание» «рассредоточенного портрета» ; сравнение ; работа со средствами выразительности. Можно задать ребятам следующие вопросы.
— Какой видит учительницу Артем? Что он отмечает в ее взгляде? Что помогло Артему увидеть «еще маму» в учительнице? Проследите, как Аполлинария Николаевна превращается в «еще маму».
С помощью каких приемов рисует А. Платонов это превращение?
— Что Артем считает «своим», а что «чужим»?
— Какую роль играют в произведении запахи? Сравните запахи в рассказах «Никита» и «Еще мама». Как это сравнение помогает понять отношение автора к героине?
Учащиеся приходят к выводу о том, что в портрете героини А. Платонов выделяет глаза. Внимание к ним не случайно: для писателя важно внутреннее содержание человека. «Глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела, как маленькая» — такой видит Артем учительницу впервые. Он отмечает ее детский взгляд, «как у маленькой», и это уже располагает Артема к учительнице.
Необходимо уделить особое внимание фразе: «Незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были не сердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», — подумал Артем». В этой фразе показано постепенное превращение учительницы в «еще маму». «Незнакомые глаза» становятся «знакомыми» , и ребенок успокаивается, оказавшись с близким человеком, со «своим», проходит страх, он «прильнул» к груди учительницы, которая несет его на руках, как мать. Как мать, «радующимися глазами» следит Аполлинария Николаевна и за успехами Артема.
Для создания портретов героини автор использует сравнения : ведь портреты героини даны через восприятие маленького Артема, который постоянно сравнивает учительницу с матерью и делает вывод: «Не страшно, — значит, своя».
Для героя рассказа «Еще мама» «весь мир» пока ограничен тесными рамками семейного круга, где живут его отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также домом как обжитым, освоенным пространством. Вокруг этого знакомого, «своего» простирается таинственный мир других, «чужих» людей, существ и предметов. «Весь мир» воспринимается, оценивается, рассматривается через оппозицию «свое — чужое», «родное — неродное», «знакомое — незнакомое», «хорошее — нехорошее». Все то, что обступило со всех сторон родной Дом, сад, двор и огород, вызывает тревогу, внушает страх. Создав в экспозиции рассказа остродраматическую ситуацию, А. Платонов шаг за шагом показывает, как ребенок, воспринимающий мир через оппозицию «свое — чужое», постепенно убеждается в том, что там, где он предполагал встретить враждебное отношение к себе со стороны «чужих», наоборот, встречает доброе, материнское.
Путем снятия противопоставления «свое — чужое» писатель от эпизода к эпизоду приводит героя к мысли, что такой оппозиции нет, что есть одна пара тождественных понятий «свое — свое».
Запахи играют важную роль в художественной системе писателя. С их помощью он часто создает портреты героев. Чтобы понять позицию автора, мы предлагаем учащимся сопоставить запахи в произведениях «Еще мама» и «Никита».
Когда Артем впервые встречается с Аполлинарией Николаевной, она берет его на руки, и мальчик ощущает, что «пахло от нее» так же, как и от матери, » Теплым хлебом и сухой травой» . Во второй раз, опять на руках у учительницы, Артем «почуствовал тот же Тихий и добрый Запах, который он чувствовал возле матери». В рассказе «Никита» мальчик ощущает запах отца: «От солдата пахло Теплом, чем-то Добрым И Смирным, хлебом и землей» , — и успокаивается, подобно маленькому Артему. Хлеб, земля, мать, отец — Платонов ставит эти понятия в один ряд, ибо без этого не может жить человек.
Индивидуальность автора Ярче всего проявляется при сопоставлении его произведений с произведениями другого писателя. Для этого обратимся к рассказу Л. Толстого «Филипок».
— Сопоставьте путь в школу Филипка и Артема. Для чего писатели вводят в произведения преграды на пути в школу и реалии деревенского быта?
— Какова форма повествования в рассказе А. Платонова «Еще мама» и Л. Н. Толстого «Филипок»? Как форма повествования раскрывает замысел авторов?
А. Платонов, изображая путь героя в школу, преследует иную цель, нежели Л. Н. Толстой. Л. Н. Толстой рисует реалии деревенского быта и преграды на пути Филипка в школу для того, чтобы изобразить волю героя, стремление к знаниям, высокие духовные задатки, заложенные в душе русского человека. А. Платонов изображает во всей полноте и достоверности внутренний мир героя. Этой цели служат и формы речевой организации произведений.
В «Филипке» повествование ведется от третьего лица. В рассказе «Еще мама» повествование движет диалог, в котором самораскрывается герой. Повествователь проявляется в ремарках, в основном нейтральных по своему содержанию , и во внесюжетных элементах , которые даны глазами мальчика Артема.
Работая над речевой организацией произведения, анализируем образ героя, кроме того, учащиеся закрепляют навык работы с несобственнопрямой речью в произведении, полученный при изучении рассказа «Никита».
— Проследите за речью героя в произведении. Как речь Артема характеризует его? Выделите в речи героя «сигналы разговорности» . О чем говорят они?
Каков внутренний мир героя?
— «Артем не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел на далекое белое облако, оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли отчего-нибудь — вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали.
А может быть, изба без него загорелась, ведь Артем давно из дому ушел, мало ли что бывает». От какого лица ведется повествование в этом отрывке? Каким чувством проникнуты мысли героя?
Что они раскрывают в характере мальчика? Докажите, что это мысли именно Артема. Обратите внимание на разговорную лексику.
О чем говорит она?
Анализ речевой организации позволяет выделить основное чувство ребенка — чувство любви к матери, через образ которой он пытается осмыслить и аккумулировать все многообразие мира.
В чувстве любви к матери, по мысли Платонова, лежат истоки одухотворенности человека. Маленький Никита, превозмогая страх, пытается умилостивить воображаемых змей и защитить мать. Артем, не желая огорчить мать, из любви к ней, преодолевая страх перед «чужими», идет в школу. Митя работает в поле в жару один, помогая хлебу расти. На предложение учительницы пойти на экскурсию в лес с ребятами он отвечает: «Я маму все время люблю, мне работать не скучно.
Хлеб помирает, нам некогда». Благо всех людей во имя матери ребенок ставит выше своего. Преодоление эгоцентризма, свойственного возрасту раннего детства, и выход к горизонту всех людей, осознание «жизни со всеми и для всех», процесс изменения ребенка под влиянием матери и отца в «одухотворенную» личность — это движение интересует писателя.
Рост «одухотворенности» в человеке под влиянием матери. Как это происходит? «Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.
— Мама! — воскликнул Митя. — А что мне надо делать? А то я тебя люблю!» . Заботливое отношение к миру рождается из любви и заботы матери.
«Артем поднял жука, положил его на лопух.
— Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет». Из этих строк заботливого отношения ко всему живому вырастает образ Васи Рубцова .
Эти строки служат своеобразной перекличкой между образами героев.
Внимательное отношение к миру, выросшее из чувства материнской любви, раздвигает горизонт маленького человека. В центре внимания автора — изображение сложного процесса социализации человека. А. Платонов показывает, как человек в напряженной борьбе со своим возрастным эгоцентризмом тяжело и трудно преодолевает психологические барьеры, переосмысливает и себя, и свое место в мире. Мы видим, как герой, «вступая в жизнь», впервые выходит изпод опеки и покровительства матери, переступает границу семейного пространства и входит в большой социальный мир своего народа и родины. Перед нами своеобразный акт первоначального приобщения человека к жизни.
Это приобщение происходит и через товарищей по обучению, и через усвоение родного языка, и через «еще маму» — духовную наставницуучительницу. Весь неторопливый и внимательный к мельчайшим подробностям ход повествования и рассказе представляет собой постепенную реализацию простого и емкого понятия матери: от родной матери к «еще маме» — учительнице, а затем и ко всеобщей матери — родине.
«- А еще у меня есть мама? — спросил Артем.- Далекодалеко, гденибудь?
— Есть, — ответила учительница. — Их много у тебя.
— А зачем много?
— А затем, чтобы тебя бык не забодал. Вся наша родина — еще мама тебе».
Особенно ярко тема пути «от горизонта одного к горизонту всех людей» прозвучала в одном из заключительных эпизодов рассказа.
«В классную комнату вошел старик с кнутом, запыленный землей; он поклонился и сказал:
— Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды. Дорога сухая была…
— А вы кто, вы чьи? — спросила Аполлинария Николаевна.
— Мы дальние, — ответил старик. — Мы скрозь идем вперед, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят. Звери лютые!
— Они вот детей могут изувечить, ваши быки! — сказала Аполлинария Николаевна.
— Еще чего! — обиделся старик. — А я-то где? Детей я уберегу!»
Старик табунщик, прямо из необозримых просторов России шагнувший в школу напиться, угощает родного маленького человека яблоком. Для героя рассказа это яблоко — огромное чудо, величайшее свидетельство любви к нему не только родной матери и «еще мамы», но и всех людей его родины, которых Артем раньше не знал и боялся. Так в рассказе «Еще мама» Андрей Платонов изображает первоначальную встречу человека с родиной.
В процессе этого познания мира, приобщения к народу, человек раскрывается как одухотворенная личность в «жизни со всеми и для всех».
Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс. М., 2004.
Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М., 1996.
Читаем рассказ Андрея Платонова «Еще мама»