Добро и зло в творчестве русских писателей
Добро и зло в творчестве русских писателей находились в центре внимания. Писатели отражали в своем Творчестве русских писателей эти нравственные категории разными средствами. Пушкин затрагивает тему зла несколько раз.
В стихотворении «Анчар» автор полагает, что зло должно уравновешивать добро. Место для зла отведено природой на краю вселенной. Распространителями зла по всей земле стали люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть и страх . Эти чувства являются проводниками зла. Аналогичную роль могут играть в жизни человека деньги.
Они заставляют людей терять благородные рыцарские качества, родственные связи, любовь . Они отравляют процесс творчества . Одно из главных проявлений зла — насилие. Его использование приводит к трагедии. Пушкин отрицает его в оде «Вольность», в прозаических произведениях «Дубровский», » Капитанская дочка».
Власть, приобретенная насилием, не получит признания народа . Человек, избравший путь преступленья, не сможет быть творческой личностью. Гениальность и злодейство несовместимы , Гуманизм Пушкина заключается в выводе о том, что любое Зло всегда наказуемо. Доброе начало он видит в природе , в искусстве , в естественных человеческих чувствах любви и дружбы . Творческий расцвет Лермонтова пришелся на более мрачное десятилетие, чем у Пушкина.
Лермонтов острее разрабатывал тему зла. Он разделяет зло на два вида. Зло романтическое автор уважает за силу и осознание обреченности. Это раскрыто в цикле стихов о Наполеоне и в поэме «Демон».
Другое зло исходит от общества. Это зло «насмешливых невежд», великосветских обывателей, травивших Пушкина . Пушкин с горечью пишет о толпе, не понимающей поэта.
Лермонтов усиливает этот мотив . Для него люди света являются носителями зла. Лермонтовские герои, активно гоняясь за жизнью, мечутся между добром и злом . Добро в творчестве Лермонтова сосредоточено в природе, где лирический герой находит отклик психологическому состоянию .
У Гоголя иная концепция. Он собирал воедино все Зло в России, противопоставив ему веру в духовное возрождение своей родины. Гоголь дал картины зла от мистических образов древнего зла до зла в современном ему обществе. Дух бесовщины вселяется в реальных людей и переплетается с мелким обывательским злом. Такова история страшного портрета и судьба художника Черткова, обменявшего свою творческую душу на деньги, продавшего себя дьяволу .
В «Ревизоре», «Шинели», «Мертвых душах» писатель дает обширное описание мелкого, но многочисленного зла, показывает его опасность для общества и души человека. У Некрасова Зло имеет конкретное социальное происхождение. Реальный источник зла — крепостное право. Дворянину оно позволяет жить в праздности и пренебрежительно относиться к народу .
Крепостное право превращает духовно свободного человека в раба . Добро в творчестве Некрасова также имеет социальную окраску. Добро у поэта имеет оттенок жертвенности («Поэт и гражданин», «В день смерти Гоголя», «Н.
Г. Чернышевский», «Рыцарь на час»). Нравственные начала русской жизни поэт видит в народной душе:
В рабстве спаленное Солнце свободное. Золото, золото — Сердце народное.
Л. Толстой солидарен с Некрасовым в оценке крепостного права и насилия над личностью. Толстой рассматривает понятия добра и зла философски. Если человек живет в согласии с окружающим миром и собственной природой, то он сотворен для добра . Если люди теряют национальные корни, стараются переделать человеческую сущность, чтобы возвыситься над окружающими, то они впадают во зло. В «Войне и мире» такими персонажами являются Наполеон, Курагин.
Им противопоставлены духовно связанные с природой и народом Болконский, Кутузов, Ростовы. Величайшим злом Толстой считает войну. Достоевский рассуждает о добре и зле страстно.
Он раскрывает истоки зла. Социальная сторона жизни является фоном повествования о борьбе Бога и дьявола в душе человека. Добро и зло существуют в мире в равновесии.
Раскольников страдает от социального зла и в борьбе с несправедливостью выбирает самую страшную форму. Принудительное добро, основанное на насилии, перерождается во зло. Первоначально Раскольников ощущает себя освободителем человечества от вредных кровососов.
Но в итоге оказывается, что «для себя убил». Сделать парадоксальный поворот к добру помогает Раскольникову Соня. Соня переступает через себя ради благополучия других, сохраняя душу чистой.
Путь от зла в добро лежит через страдание, раскаяние, очищение души. Все это испытывает Раскольников в эпилоге, и свет истины открывается ему. Достоевский оставляет любому низко падшему человеку право покаяться и подняться на свет из глубин ада. Добро и зло в творчестве русских писателей занимают важное место, потому что эти нравственные категории являются определяющими в духовной жизни человечества.
Классическая литература стремилась раскрыть смертоносную природу зла и уберечь душу от его губительного воздействия.
Добро и зло в творчестве русских писателей