Драматургия Артура Миллера
Международное признание, огромный сценический успех пришли к Миллеру после постановок пьесы «Смерть коммивояжера», удостоенной Пулитцеривськой премии. Пьеса была следствием высокого вдохновения, продемонстрировала наилучшие качества Миллера-Художника: способность к сочувствию, новизну манеры, психологическую проникновенность, чувство юмора. Главный герой, 63-летний коммивояжер Вилле Ломен, — сложный, многогранный образ, преисполненный общечеловеческой значимости. Оригинальная композиция пьесы. В ней переплелись прошлое и настоящее, реальное время и воспоминания героя; подобные «ретроспекции» разрешили Миллеру воссоздать основные вехи жизненного пути Вилле Ломена. При этом «внешний» сюжет охватывает всего около 24 часа. Три с половиной десятилетия трудился Вилле Ломен, считал, что ему счастливит, полагался на свою внешность и личное обаяние. В этом духе он старался воспитать двух своих сынов, Бифа и Хеппи. Но на самом деле он находился в мире иллюзий, избегал трезво оценивать суровые факты жизни, а успех, к которому он так стремился, его обошел. Зритель встречается с Ломеном в тот горький миг, когда тот оказался без работы, без надежд.
Тематически пьеса неоднозначная, в ней аккумулировались разные проблемы. Судьба страдалица Ломена — безусловное свидетельство впечатлительности «американской мечты», веры в неизбежность удачи в обществе равных возможностей.
Но Миллер не упрощает проблемы, давая понять, что Ломен во многом и сам виновный в собственном падении, ведь склонялся перед обманными идеалами, занимался лишь тем, что продавал и перепродавал, а не брал участия в творческой деятельности. Достаточно сложная и родственная проблематика пьесы, которая нашла свое воплощение в нелегких отношениях Ломена и двух его сынов, Бифа и Хеппи. Семья Вилле фактически распадается. Не находя выхода, он прибегает к самоубийству, чтобы близкие могли получить страховку и спастись от разорения.
Гамма эмоциональных оттенков, от трагического до комического, дала критикам поживу для разнообразных оценок и толкований. Пьесу трактовали как социальную, преисполненную антибуржуазного пафоса, как психологическую, как философскую, что ставит общечеловеческие проблемы смысла жизни, показывает губительность иллюзий, которые находятся в конфликте с реальностью.
Миллера отличают острое социальное зрение и активная гражданская позиция. В основе его трактовой пьесы «Суровое испытание», задуманной как своеобразная народная историческая драма, — пропущенные через призму художественного видения реальные события, суд над «ведьмами» в 1692 г. в Салеми, одному с главных центров фанатичного пуританизма. Содержание пьесы составили перипетии процесса над фермером Джоном Проктором и его женой Элизабет, которые стали жертвой оговора служанки Абигайль, влюбленной в Проктора. В обстановке религиозной истерии Джон Проктор обнаруживает моральное мужество и чувство достоинства. Пьеса, насыщенная спорами, столкновеньями точек зрения в зале суда, воспринималась как произведение актуальное, как своеобразная парабола, которая содержала прозрачный намек на Америку начала 50-х гг. Одна из лучших постановок пьесы была осуществлена в Англии знаменитым Лоуренсом Олив’е.
Одинокость людей, их неприкаянность — тема пьесы «Воспоминание о двух понедельниках», которая переносит зрителя в 30-и гг., что оставили такой заметный след в судьбе Миллера. Эта пьеса составила своеобразную дилогию с другой — «Вид из моста». В ней раскрывается драма в семье рабочего-грузчика итальянца Эдди Карбоне. В доме его поселяются двое иммигрантов, которые нелегально приехали в Америку, Марк и Родольфо, далекие родственники его жены. Это служит причиной откровенную нервозности Эдди; он начинает ревновать свою племянницу Кетрин к влюбленному у нее Родольфо, старается убедить жену в том, что Родольфо на самом деле руководствуется корыстными мотивами, желанием получить американский паспорт. И тогда Эдди осуществляет предательский поступок: он звонит по телефону в службу иммиграции, после чего полиция арестовывает Родольфо. В этой пьесе также отобразилась атмосфера маккартистского поиска, когда предательство стало одной из печальных примет общественной жизни.
Одна из наиболее впечетлительных и одновременно сложных по замыслу — пьеса Миллера «После грехопадения». Действие в ней, как указано в авторской ремарке, происходит «в сознании, в мыслях и памяти» главного героя, 50-пожилого адвоката Квентина, интеллигента, который имеет в себе автобиографические черты. В пьесе, построенной по принципу ретроспекций, близкой к т. н. «драмы потока сознания», появляются и исчезают люди, которые сыграли важную роль в судьбы Квентина.
В 2000 г. вышла из печати книга Миллера «Отголоски в коридоре», куда вошли разные произведения, опубликованные в 1947-1999 гг. В 2002 г. Миллеру была присуждена премия принца Астурийского, самая престижная в испанском мире, которую называют «испанской Нобелевской премией». Умер драматург в возрасте 89 лет вследствие сердечной недостаточности в своем доме в Роксбери.
Драматургия Артура Миллера