Два вечных памятника в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…»
Красивое, личное, интимное стихотворение А. Блока… Перед нами — исповедь поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца. Сказать, что это стихотворение о любви, — недостойно мало для понимания творчества А. Блока, для которого любовь — это и надежда, и страдание, неземное счастье и страшная мука — сама жизнь. Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта — Л. Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается более глубокий смысл.
«О доблестях, о подвигах, о славе» — первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. «Лицо в простой оправе» — символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства. В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее. Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь «прошло» «лицо в простой оправе», так много значащее для лирического героя.
О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле» рядом был любимый человек, с которым тьма становилась светом. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо
Любовь для лирического героя Блока — костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет неизгладимый след в сердце. «Летели дни, крутясь проклятым роем…» — так поэт определяет вихрь опустошенной жизни, жизни «без божества, без вдохновенья».
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла
Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг одиночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью. «Синий плащ» рефреном проходит сквозь все стихотворение. Синий — для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем — недосягаемая высота, отчужденная временем и пространством. И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: «Ты, милая, ты, нежная…» Его любимая затерялась в неведомом мире, среди «сырой ночи», такая же одинокая в «промозглом» (эпитет «сырая ночь» выстраивает именно такой образный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение — лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. «Я крепко сплю» — неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах — «синий плащ», «сырая ночь», звуки и краски сказочной мечты молодости.
В стихотворении два действующих лица: «я» — одинокий, страдающий лирический герой, и «она» — таинственная незнакомка, нереальная в своей отчужденности, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А. Блока 1908 года сохранились традиции «Стихов о Прекрасной Даме»), и «очи синие, бездонные» все так же манят своей недосягаемостью. Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь — это однажды… «Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола» — так лирический герой осознает неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола — «все миновалось». А впереди — неясное, безликое будущее, и понятно одно: «Уж не мечтать о нежности, о славе». Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки — печальная правда о любви как о лучшем ее проявлении. Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» затрагивает глубинные струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Частые реминисценции из пушкинского стихотворения («И я забыл прекрасное лицо», «Летели дни, крутясь проклятым роем»), сохранение того же размера подтверждают связь этих стихотворений. Но, обращаясь столь явно к пушкинскому стихотворению, А. Блок полемизирует с ним, и доказательство тому — иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь» — это у Пушкина.
Лирический герой Блока «крепко спит», и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И все же стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» и стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» — два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны…
Два вечных памятника в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…»