Федор Михайлович против Виссариона Григорьевича, или Кто лучше понял «Евгения Онегина»?
Материалы к уроку-диспуту
Цель любого урока-диспута — обучение умению искать истину, сравнивая различные оценки произведения, проецируя их на художественный текст, споря с великими и друг с другом и «высекая» новые собственные смыслы. Именно на таких уроках Дети учатся формулировать, подтверждать, опровергать, парировать, ниспровергать и утверждать авторитеты, самовыражаться и терпеть поражение — учатся самостоятельно думать, что важно далеко не только на уроке литературы.
Подготовительная работа к диспуту начинается задолго до его проведения, и тут могут быть варианты в зависимости от уровня учеников.
Сильный класс уже на подступах к изучению романа следует сориентировать на самостоятельное чтение статей В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского о «Евгении Онегине».
Для Слабого, «нечитающего» Класса можно приготовить распечатки выдержек из указанных статей и постепенно «внедрять» эту информацию на уроках, в том числе на уроках русского языка — в качестве материала для диктовки и грамматического разбора.
Как правило, подготовительная работа оказывается более эффективной при предварительном Распределении ролей, то есть намеренной разбивке класса на группы сторонников разных позиций .
Задача каждого из участников такого игрового полемического действа состоит в том, чтобы аргументированно представить «свою» точку зрения и так же обоснованно опровергнуть «чужую», а в конечном итоге выйти за предложенные рамки и сформулировать свою собственную позицию.
Организовать, направлять и вести к оптимальному результату такое интеллектуальное ристалище очень непросто — нагрузка на учителя ложится огромная, ибо в данном случае многое зависит от его способности свободно ориентироваться в материале, мгновенно и точно подхватывать очередной аргумент или вопрос, чувствовать аудиторию и улавливать даже робкие, но интересные и важные реплики с «галерки», удерживать спор в необходимых логических и этических рамках.
Следует оговориться, что никакие готовые «сценарии» ни на каком живом уроке, тем более на уроке-диспуте, не работают. Тем не менее логические его вехи должны быть намечены.
В интересующем нас случае это могут быть прежде всего Вопросы, сформулированные от лица читателей самим В. Г. Белинским.
— «Как Онегин, получив письмо Татьяны, мог не влюбиться в нее?» Расширяем и уточняем: справедливы ли читательские претензии к герою? Как пережили свою первую встречу Татьяна и Онегин? Как объясняют поведение Онегина по отношению к юной Татьяне Белинский и Достоевский?
Кто из них прав?
— «…Как тот самый Онегин, который так холодно отвергал чистую, наивную любовь прекрасной девушки, потом страстно влюбился в великолепную светскую даму?»
Федор Михайлович против Виссариона Григорьевича, или Кто лучше понял «Евгения Онегина»?