ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЕДИНСТВА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
Сочинение размышление по произведению «КРЫМСКИЕ СОНЕТЫ» А. МИЦКЕВИЧА. Сонет… Что-то величественное и вместе с тем сокровенное кроется уже даже в одном этом слове. Высокие чувства и музыка звуков. Так воображается мне сонет. И представление это не исчезает, когда я читаю сонеты Петрарки, Шекспира и Мицкевича. «Крымские сонеты» — это особые произведения. Особые за своим звучанием и глубиной мысли, особые за мелодичностью и тематическим разнообразием. Волей судьбы попав на чужую землю, наблюдая богатства чужой ему природы, в окружении недругов, Адам Мицкевич сумел сохранить в воображении красоту родной земли, которая подсознательно проявляется в сущности естества лирического героя его сонетов:
Я так напряг слух, который слышен бы в этой земле.
Восемнадцать сонетов вошли в крымский цикл Адама Мицкевича. Все они олицетворяют внутренний порыв автора к родной земле, от которой он был силком оторванный царской полицией. В сопровождении своих пяти спутников Адам Мицкевич был одиноким, так как двое из них были служаками высших ступеней царской тайной полиции, единая присутствующая там женщина, Каролина Собанская — возлюбленного одного из этих приспешников, еще двое — богатые одесские вельможи. Сонет о ястребе — это произведение, которое отбивает чувство автора во время пребывания в таком вражеском гурте. Это произведение не было закончено Мицкевичем. Но он является ключом к пониманию той позорной среды, в котором оказался польский поэт. Автор не просто сравнивает себя с подбитой птицей, он будто сливается с ястребом, ощущает страшную угрозу от пребывания во вражеской среде. Положение ястреба — это положение высланного из родной земли Мицкевича:
Несчастный ястреб! Бури его взбили Из неб, в чужие закинув края; Он мокрые перья развернул свои, На мачты сев, изнуренный, бессильный. («Ястреб»)
Во всех сонетах Мицкевича крымского периода вывод — в последних трех строках. В последнем сонете вывод не завершено, будто автор дает возможность читателю додумать его. Мне кажется, что сонет «Руины замка в Балаклаве» перекликается с произведением Леси Украинки «Цари». Вероятно, в души каждого гения есть нотка единства с народом и ответственности за его судьбу. Адам Мицкевич стремился побывать в Крыму. Первая поездка была непродолжительной и никак не обозначилась на творчестве поэта. А второе путешествие подарило миру замечательный цикл «Крымских сонетов»:
Чернеет прядь гор, долину ночь пронимает, Шепчут, будто сквозь сон, потоки в рощах, И — цветов музыка — сладкий льется пах, Который для ушей молчит, к сердцу проговаривает. («Алушта ночью»)
Как ярко и образно рассказывает поэт о красоте крымской ночи! Читая эти строки, проникаешься единством человека и чарующей природы, улавливаешь даже звуки и запахи, стремишься дышать одним из поэтом воздухом и ощущать то, что ощутил он, тем не менее Мицкевич неотделимый от своей родной земли. И потому чары Крыма тают, когда автор упоминает свою родину:
Далекой Литвы природа непочатая — Топкая топь, нетронутые леса… Мне любимей здесь шум сосен, звон селезенки, Чем соловьи Байдар, салгирских девушек. («Путешественник»)
А у сонете » Аю-Даг» сравнивает чувство молодого поэта с черными и грозными вспененными валами волн, то ясными, как снег, то непостоянными, как радуга. Но назначение поэта в том, чтобы служить людям и не ломаться от бурые. «Крымские сонеты» Адам Мицкевич посвятил Пушкину, которого считал виднейшим поэтом того времени. Тем не менее, эти произведения молодого к тому времени поэта вплели наилучший цветок в венец его бессмертия.
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЕДИНСТВА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА