Готовность к школе
Принимая решение о том, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу, советуем Вам учитывать следующие факторы:
1. Здоровье ребенка. Если ребенок часто болеет, физически ослаблен, то лучше еще год подождать.
2. Личностная готовность ребенка к школе. Большую роль здесь играет желание ребенка учиться, то, как он понимает нравственные категории, насколько сформированы у него волевые усилия.
Кроме вышеперечисленного, часто выделяются такие параметры, как принятие ребенком социального статуса школьника, сформированность навыков совместной деятельности; умение ориентироваться в структуре межличностных отношений: навыки общения с детьми и взрослыми, наличие психологической дистанции по отношению к взрослым; интерес к школе, степень его обоснованности и глубина, отношение к процессу обучения; ориентация на социальные нормы и ценности, уровень самооценки.
Огромное значение для успешного обучения в школе имеет волевое развитие ребенка, которое включает в себя умение слушать взрослого, сосредоточивать внимание на чем-либо, кроме игры, целенаправленность, регуляцию отношений «хорошо — плохо», «нельзя — можно — надо», соотношение между целью деятельности и результатами деятельности.
Для выявления личностной готовности очень важно побеседовать с ребенком относительно его ожиданий, связанных с предстоящим обучением в школе, понаблюдать, как он общается с другими детьми.
Обратите внимание на то, часто ли заявляет Ваш ребенок о своем желании идти в школу; что его больше привлекает: внешние атрибуты , статус школьника или возможность больше узнать и многому научиться. Некоторые Дети, особенно те, кто ходил в детский сад, хотят в школу потому, что туда идут другие дети. Срабатывает «комплекс Филипка». Другие идут туда потому, что так надо, так хотят родители.
Важным моментом личностной готовности к школе является самооценка ребенка. К началу школьного обучения у дошкольника уже сформировано это личностное образование. Как правило, дети дошкольного возраста обладают завышенной самооценкой, они привыкли, что взрослые их хвалят, восхищаются ими. Особенно это касается домашних детей.
В школе ребенок будет поставлен в ситуацию, когда его оценивают адекватно. В связи с этим постарайтесь в своих оценочных суждениях относительно Вашего ребенка быть как можно более объективной.
Важным в личностной готовности ребенка к школе является умение ориентироваться в межличностных отношениях. Дети, которые посещали детский сад, имеют более богатый и разнообразный опыт в этом плане. Однако и они должны осознать, что учитель — это не воспитатель детского сада и отношения с ним должны строиться на другой основе.
Самым важным моментом, который должен освоить ребенок, является формирование умения слушать другого. Многие дошкольники испытывают трудности в первом классе оттого, что не могут слушать ответы других детей, вопросы учителя.
На самом деле, психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам.
1. Есть ли желание учиться?
Психолог Михаил Гинзбург предложил такой способ узнать это. Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.
Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня Мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил».
Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».
Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».
Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».
Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь».
Шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».
Спросите своего малыша: как он считает — почему надо учиться? Если среди его соображений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой хоть и интересной, но тяжелой работой, как учеба.
2. Может подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия?
Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.
Если отвечает почти без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок.
3. Развита ли речь? Это один из самых важных критериев готовности к школьному обучению.
Попросите малыша пересказать короткий рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии .
4. Достаточно ли хорошо развит фонематический слух?
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка — услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит :
Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.
Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» , «корма» , «индюк» , «езда» . Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…
5. Умеет ли выполнять логические операции; устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…».
В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно.
Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.
Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых — пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день — ночь, лето -… «; «часы — время, градусник — … «, «глаз — зрение, ухо -… «.
Если ребенок допустил не больше 1-2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
6. Достаточно ли развиты тонкая моторика и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.
Если у ребенка в 6-6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу — он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов — тоже.
Готовность к школе